Портал Молодежь Петрозаводска

Пятница
апреля 19
  • Увеличить размер шрифта
  • Стандартный размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
Используйте для расчета платежей за растаможку авто таможенный калькулятор пошлин.
Home Публикации Информационные материалы Денис Рогаткин. Руководителю молодежной телестудии (8)

Денис Рогаткин. Руководителю молодежной телестудии (8)

Книга бесплатных советов для руководителей детских и молодежных телевизионных редакций практически дописана.

Публикуем последний параграф. Вскоре последует заключительная часть и публикация всей книги в pdf и в версии для электронных читалок. В заключительном параграфе речь идет о том, как программа "После школы" изменилась после перехода в студийный формат.


Денис Рогаткин. Руководителю молодежной телестудии

Главы из книги, которая уже почти дописана

(предыдущий материал читайте здесь...)

Строили мы, строили…

Весной, незадолго до строительной эпопеи, у нас побывал американский гость – бывший учитель, журналист, а ныне – видеограф на вольных хлебах. Он провел с нами несколько дней и уехал в полном восторге от нашей работы. При этом он никак не мог понять, почему на нас до сих пор не надели наручники.

– Если бы американские родители узнали, что их дети занимаются в таких условиях – в здании, где валяются кирпичи, где в стенах зияют дыры, где летает строительная пыль и пахнет краской, они бы немедленно позвонили в полицию! Или подали бы против вас иски в суд на баснословные суммы! Они бы точно заставили вас исправить эту ситуацию и привести помещения в порядок! – искренне недоумевал наш американский друг.

Через пару месяцев к нам в гости заехал еще один коллега из Америки  – тоже школьный учитель. Как выяснилось в ходе нашего общения, по базовой профессии он оказался строителем. Осмотрев помещение будущей телестудии, он спросил: «И ты думаешь, что вам удастся привести всё это в порядок до конца года?» – «Какой конец года!? – ответил я. – Нам в сентябре нужно выдавать в эфир первый выпуск!»

Начало стройки. Потолок уже приведен в порядок.

В июле мы приступили к работе. Нам предстояло снять старую побелку с потолка, соскоблить краску со стен, замазать дыры, заделать четыре окна, всё это покрасить, построить перегородку с входной дверью, выровнять пол, постелить линолеум. Ну а затем – провести электричество и установить технику.

Всё это мы сделали силами наших добровольцев, руководителей и самих детей-тележурналистов. В конце августа мы уже записывали пилотный выпуск в новой студии.

Стены приведены в порядок. Теперь выравниваем пол

Строили – из того, что было под рукой. Лежал на складе металлопрофиль для фасадных панелей – собрали из него каркас для импровизированной медиастены. Поскольку понимали, что будем записывать не только свою программу, но и телепередачи школьных редакций, решили, что три телевизора будут самым универсальным фоном – изобретай какое угодно оформление программы и выводи его на экраны. Один телевизор достался в наследство от детского дома, второй отдали скауты и только третий купили в магазине. Как говорится, дёшево и сердито.

Процесс изготовления телесуфлёра

Телесуфлёр сделали из старых полок, большой рамки для фотографий и компьютерного монитора. Такая конструкция оказалась для наших штативов тяжеловатой. После испытаний пришлось даже отпилить избыточную часть ДСП, чтобы сделать суфлер полегче. Конечно, это не профессиональное оборудование. Но и обошлось оно не в 1000 долларов, а в 500 рублей.

Студийный свет соорудили из самых дешевых светодиодных прожекторов. Собрали каркас из металлопрофиля, покрасили, подвесили к потолку. На него прикрутили светильники, разбили их на четыре группы и вывели на обычные комнатные выключатели. По периметру комнаты от потолка до пола пустили черную ткань.

Вешаем ткань

Студийный компьютер пришлось купить новый – у старых машин не хватило мощности, чтобы работать с сигналом, поступающим с трёх камер. На компьютер установили программу видеомикширования. Всё было готово к тому, чтобы войти в студию, записать программу от начала до конца и уйти после записи с готовым файлом, который потребует лишь минимального редактирования.

К моменту записи пилотного выпуска студия была готова лишь частично. Еще не был доделан стол для ведущих и трибуна для зрителей. Зрителей мы усадили на обычные офисные стулья, а ведущие провели первые выпуски стоя. Вскоре мы купили для ведущих два барных стула, и они стали вести программу уже сидя. Ну а потом приехал и долгожданный стол – оформление студии получило законченный вид. Доработка студии шла в течение двух месяцев, но уже в рабочем режиме, параллельно с записью нашей программы и телепередач восьми школьных редакций.

Запись пилотного выпуска. Фото Влада Пуцейко

Главная иллюзия, с которой пришлось расстаться после пилотного выпуска – это идея записывать программу в режиме нон-стоп, будто мы работаем не в записи, а в прямом эфире. Увы, ни наших навыков, ни технических возможностей для этого оказалось недостаточно. То ведущие ошибутся в тексте, то операторы что-нибудь криво снимут, то гости дадут невнятные и неинтересные ответы, вводя ведущих в полный ступор.

Наверное, когда-нибудь мы приблизимся к тому, чтобы происходящее во время записи если не по времени, то хотя бы по своей энергетике стало похоже на атмосферу прямого эфира. Пока это – очень далёкая цель. Мы пишем программу частями, переписывая заново те моменты, которые не получились с первого раза. На инструктаж и подготовку гостей уходит около 20 минут, на запись программы – 40-50 минут. Программа пишется по субботам, а в понедельник выходит в эфир. Хронометраж у передачи прежний – ровно 10 минут.

Кадр из выпуска "После школы"

Концепция программы также не изменилась – мы рассказываем о работе молодежных организаций и центров нашего города, открывая для зрителей возможность к ним присоединиться. Можно сказать, что программа занимается пиаром молодежной активности. Нас в первую очередь интересуют те проекты, в которых школьники или студенты играют активную роль: что-то придумывают, создают, откликаются на какие-то проблемы, внедряют новые идеи, преодолевают свои собственные ограничения, ставят перед обществом какие-то вопросы, помогают людям. Раньше наша программа «смотрела назад», поскольку мы рассказывали о событиях, которые уже состоялись. С переходом к студийному формату программа получила возможность «смотреть вперед» – рассказывать о тех событиях, которые произойдут в ближайшее время или происходят прямо сейчас. Телезрители становятся свидетелями этих событий и могут повлиять на их исход.

 

Наиболее удачной оказалась идея о том, что в студии программы должны присутствовать зрители. Причем не случайные люди, а участники тех событий, о которых мы рассказываем. Наши зрители – это не стандартная аудитория телевизионных шоу, которая лишь хлопает в ладоши и смеётся по команде. Наоборот, они приглашены в качестве активных действующих лиц.

Кадр из выпуска "После школы". Ведущие подводят итоги конкурса селфи

Обычно выпуск программы состоит из четырёх частей. В первой части ведущие перекидывают мостик от прошлого выпуска – объявляют очередного претендента на победу в конкурсе селфи. Идея такова: в конце программы гости и ведущие делают селфи в студии, затем выкладывают их в группу «После школы» в социальной сети, и самая популярная себяшка проходит в четвертьфинал конкурса. Её-то ведущие и показывают в начале выпуска. Итоги четвертьфинала подводятся в конце учебной четверти, полуфинала – в конце полугодия. Ну а финал ожидает нас в конце учебного года.

Идея с селфи была призвана увеличить аудиторию, которая смотрит выпуски программы не по телевизору, а через Интернет. Мы рассматривали её как один из способов привлечь аудиторию в группу: люди видят, что кто-то из их знакомых был в какой-то телепрограмме и теперь призывает голосовать за свою себяшку. Пользователи идут в группу и узнают, о чём речь. На практике мы увидели, что внимание аудитории к селфи – не столь активное, и чаще всего мы выбираем лучшее фото не по количеству лайков, а на свой вкус. А вот последнее интернет-голосование за победителя четвертьфинала обернулось нешуточной битвой, в ходе которой посещаемость группы «После школы» увеличилась в разы. Так или иначе, аудитория группы растет, как и количество просмотров передачи в Интернете. Так что в целом идею с селфи можно считать правильной. К тому же, она обеспечила программе столь жизнерадостную концовку!

Финальные кадры выпуска. Селфи в студии

Вторая часть выпуска – блок новостей. Как правило, это три новости в жанре информации: ведущие поочередно читают текст, который перекрывается картинкой. Иногда после подводки ведущих следует короткий клип, который показывает действие, говорящее само за себя без дополнительных пояснений. Хорошо это или плохо, но в студийном формате у нас не осталось места для традиционных сюжетов. Максимум –  небольшие фрагменты интервью, записанных на событии, но не более того.

Эта часть выпуска завершается зрительским голосованием за самую интересную новость. Для пилотного выпуска мы распечатали для гостей в студии таблички с номерами новостей, а затем решили от них отказаться. Теперь наши зрители показывают разные смешные жесты, которые ведущие присваивают каждой новости. Пример установки ведущих перед голосованием:

- Давайте выбирать самую интересную новость. Если вам больше всего понравились Дни Интернета, показывайте хеш-тег: вот так, – ведущий скрещивает пальцы обеих рук в виде хэш-тега.

- Если вы за новость о выставке современного искусства, изображайте свой портрет. Вот так, – ведущий соединяет руки над головой подобно рамке от картины.

- Ну а если вы за новость об открытии студии резьбы по дереву, берите в руки воображаемую ножовку и пилите. Вот так (показывает).

Кадр из выпуска. Зрители голосуют

Голосование зрителей в студии было придумано как способ удержать внимание телезрителя. Телезритель не только смотрит новости, но и решает для себя – а какая новость интереснее, за какую из них я сам бы проголосовал?

Подводя итоги голосования, ведущие отсылают телезрителей к группе «После школы» в соцсетях за более подробной информацией о новостях, которые их заинтересовали.

 

Третья часть программы получила название «Новость вне конкурса». Это событие, о котором мы рассказываем отдельно и подробно. Теперь уже – с участием зрителей, которые становятся источниками информации. Если новостью стала выставка рисунков, то в качестве гостей приглашаем ребят и руководителей из изостудии, которая эту выставку проводит. Если мы рассказываем о горном походе, то нашими гостями становятся начинающие туристы. Оптимальное количество зрителей – 5-7 человек, хотя часто их бывает и больше.

После первого же выпуска мы поняли, что взаимодействие ведущих со зрителями в режиме стандартных диалогов убивает программу наповал. Ответы получаются либо невнятными и скучными, либо – в случае, если пишутся не с первой попытки – отрепетированными и неестественными. В нашей программе никто не говорит долго, все реплики мы стараемся сделать краткими, ёмкими и живыми. Получается это, признаюсь, не всегда.

Главное, что мы стараемся делать со зрителями в студии вместо разговоров – это вовлечь их в действие, которое одновременно раскрывает суть события и даёт возможность понаблюдать за тем, что происходит на наших глазах.

Когда мы делали выпуск о программе поддержки школьного телевидения, мы предложили нашим гостям – старшеклассникам из школьных редакций – продемонстрировать процесс чтения текста с телесуфлера. Телезрители не просто услышали рассказ о том, что такое суфлер, а увидели это собственными глазами и с интересом наблюдали: собьются или не собьются?

Кадр из выпуска. Картина "Тишина", нарисованная в студии

Когда мы пригласили ребят из студии современного искусства, мы раздали им названия известных произведений классической живописи и предложили прямо во время выпуска нарисовать собственные картины с такими же названиями. А в конце выпуска руководитель студии пытался угадать, какие картины стали прототипами работ его учеников. Два произведения искусства ему удалось каким-то чудом определить верно.

Иногда бывает так, что о главном событии рассказывает приглашенный гость. В этом случае мы тоже задействуем зрителей – они задают «вопросы на засыпку». Этот блок следует после того, как с гостем пообщались ведущие. Вопросов на засыпку, как правило, три. После ответа на вопросы гость вручает «засыпку» зрителю, который задал самый заковыристый вопрос. Роль «засыпки» выполняет детская лопатка.

 

Общение ведущих с гостем мы также выстраиваем через действие. Когда мы рассказывали о приближающейся творческой олимпиаде по экологии, наши ведущие решали прошлогодние задания этой олимпиады. Когда рассказывали о «наночемоданчике» – чемодане с набором опытов по нанотехнологиям, – ведущие испытывали гидрофобную жидкость: обработали ей старые ботинки, а затем на глазах у зрителей поливали их из лейки и проверяли, действительно ли ботинки становятся непромокаемыми.

Кадр из выпуска. Ведущие проводят испытания

Конечно, телезрителям гораздо интереснее наблюдать за неожиданными поворотами событий, которые происходят здесь и сейчас, нежели слушать диалоги, – пусть даже гораздо более информативные, чем все эти наши придумки.

Наконец, заключительная часть программы – это «прощалка» ведущих с телезрителями  и переадресация в группу «После школы» для тех, кто хочет посмотреть это выпуск заново. А также – селфи в студии. На фоне этого действа идут титры передачи.

 

Придерживаясь этой структуры в целом, мы относимся к ней только как к основе, которая каждый раз изменяется в зависимости от конкретного материала. Например, иногда мы не ставим в выпуск новостной блок, если у нас достаточно материала для основной части.

Важным навыком руководителя становится оптимальное планирование программы. Первое время не удавалось свести выпуск меньше, чем на 12 минут – а нужно-то 10! Но потом убеждаешься, что все сокращения идут программе только на пользу. Вскоре начинаешь лучше понимать, сколько времени займет всё то, что написано в сценарии, и в итоге уже не приходится жертвовать интересным материалом.

ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ БРОШЮРЫ ДОСТУПЕН ЗДЕСЬ...

Достижения науки электротехника и робототехника.
 

Уставные и отчетные документы СДМ

Уставные и отчетные документы размещены в разделе "Информация об СДМ"

Портал "Молодёжь Петрозаводска" являлся актуальным источником информации о молодежных проектах Петрозаводска и Карелии в период 2009-2015 гг. С широким распространением социальных сетей портал потерял свою актуальность и в настоящее время представляет собой архив публикаций прошлых лет.

Также портал является официальным сайтом Союза детских и молодежных общественных объединений Карелии.

Архив выпусков телепрограммы "После школы"

Медиапроект "После школы" в Контакте