Книга бесплатных советов для руководителей детских и молодежных телевизионных редакций практически дописана.
Публикуем последний параграф. Вскоре последует заключительная часть и публикация всей книги в pdf и в версии для электронных читалок. В заключительном параграфе речь идет о том, как программа "После школы" изменилась после перехода в студийный формат.
Денис Рогаткин. Руководителю молодежной телестудии
Главы из книги, которая уже почти дописана
(предыдущий материал читайте здесь...)
Строили мы, строили…
Весной, незадолго до строительной эпопеи, у нас побывал американский гость – бывший учитель, журналист, а ныне – видеограф на вольных хлебах. Он провел с нами несколько дней и уехал в полном восторге от нашей работы. При этом он никак не мог понять, почему на нас до сих пор не надели наручники.
– Если бы американские родители узнали, что их дети занимаются в таких условиях – в здании, где валяются кирпичи, где в стенах зияют дыры, где летает строительная пыль и пахнет краской, они бы немедленно позвонили в полицию! Или подали бы против вас иски в суд на баснословные суммы! Они бы точно заставили вас исправить эту ситуацию и привести помещения в порядок! – искренне недоумевал наш американский друг.
Через пару месяцев к нам в гости заехал еще один коллега из Америки – тоже школьный учитель. Как выяснилось в ходе нашего общения, по базовой профессии он оказался строителем. Осмотрев помещение будущей телестудии, он спросил: «И ты думаешь, что вам удастся привести всё это в порядок до конца года?» – «Какой конец года!? – ответил я. – Нам в сентябре нужно выдавать в эфир первый выпуск!»
Начало стройки. Потолок уже приведен в порядок.
В июле мы приступили к работе. Нам предстояло снять старую побелку с потолка, соскоблить краску со стен, замазать дыры, заделать четыре окна, всё это покрасить, построить перегородку с входной дверью, выровнять пол, постелить линолеум. Ну а затем – провести электричество и установить технику.
Всё это мы сделали силами наших добровольцев, руководителей и самих детей-тележурналистов. В конце августа мы уже записывали пилотный выпуск в новой студии.
Стены приведены в порядок. Теперь выравниваем пол
Строили – из того, что было под рукой. Лежал на складе металлопрофиль для фасадных панелей – собрали из него каркас для импровизированной медиастены. Поскольку понимали, что будем записывать не только свою программу, но и телепередачи школьных редакций, решили, что три телевизора будут самым универсальным фоном – изобретай какое угодно оформление программы и выводи его на экраны. Один телевизор достался в наследство от детского дома, второй отдали скауты и только третий купили в магазине. Как говорится, дёшево и сердито.
Процесс изготовления телесуфлёра
Телесуфлёр сделали из старых полок, большой рамки для фотографий и компьютерного монитора. Такая конструкция оказалась для наших штативов тяжеловатой. После испытаний пришлось даже отпилить избыточную часть ДСП, чтобы сделать суфлер полегче. Конечно, это не профессиональное оборудование. Но и обошлось оно не в 1000 долларов, а в 500 рублей.
Студийный свет соорудили из самых дешевых светодиодных прожекторов. Собрали каркас из металлопрофиля, покрасили, подвесили к потолку. На него прикрутили светильники, разбили их на четыре группы и вывели на обычные комнатные выключатели. По периметру комнаты от потолка до пола пустили черную ткань.
Вешаем ткань
Студийный компьютер пришлось купить новый – у старых машин не хватило мощности, чтобы работать с сигналом, поступающим с трёх камер. На компьютер установили программу видеомикширования. Всё было готово к тому, чтобы войти в студию, записать программу от начала до конца и уйти после записи с готовым файлом, который потребует лишь минимального редактирования.
К моменту записи пилотного выпуска студия была готова лишь частично. Еще не был доделан стол для ведущих и трибуна для зрителей. Зрителей мы усадили на обычные офисные стулья, а ведущие провели первые выпуски стоя. Вскоре мы купили для ведущих два барных стула, и они стали вести программу уже сидя. Ну а потом приехал и долгожданный стол – оформление студии получило законченный вид. Доработка студии шла в течение двух месяцев, но уже в рабочем режиме, параллельно с записью нашей программы и телепередач восьми школьных редакций.
Запись пилотного выпуска. Фото Влада Пуцейко
Главная иллюзия, с которой пришлось расстаться после пилотного выпуска – это идея записывать программу в режиме нон-стоп, будто мы работаем не в записи, а в прямом эфире. Увы, ни наших навыков, ни технических возможностей для этого оказалось недостаточно. То ведущие ошибутся в тексте, то операторы что-нибудь криво снимут, то гости дадут невнятные и неинтересные ответы, вводя ведущих в полный ступор.
Наверное, когда-нибудь мы приблизимся к тому, чтобы происходящее во время записи если не по времени, то хотя бы по своей энергетике стало похоже на атмосферу прямого эфира. Пока это – очень далёкая цель. Мы пишем программу частями, переписывая заново те моменты, которые не получились с первого раза. На инструктаж и подготовку гостей уходит около 20 минут, на запись программы – 40-50 минут. Программа пишется по субботам, а в понедельник выходит в эфир. Хронометраж у передачи прежний – ровно 10 минут.
Кадр из выпуска "После школы"
Концепция программы также не изменилась – мы рассказываем о работе молодежных организаций и центров нашего города, открывая для зрителей возможность к ним присоединиться. Можно сказать, что программа занимается пиаром молодежной активности. Нас в первую очередь интересуют те проекты, в которых школьники или студенты играют активную роль: что-то придумывают, создают, откликаются на какие-то проблемы, внедряют новые идеи, преодолевают свои собственные ограничения, ставят перед обществом какие-то вопросы, помогают людям. Раньше наша программа «смотрела назад», поскольку мы рассказывали о событиях, которые уже состоялись. С переходом к студийному формату программа получила возможность «смотреть вперед» – рассказывать о тех событиях, которые произойдут в ближайшее время или происходят прямо сейчас. Телезрители становятся свидетелями этих событий и могут повлиять на их исход.
Наиболее удачной оказалась идея о том, что в студии программы должны присутствовать зрители. Причем не случайные люди, а участники тех событий, о которых мы рассказываем. Наши зрители – это не стандартная аудитория телевизионных шоу, которая лишь хлопает в ладоши и смеётся по команде. Наоборот, они приглашены в качестве активных действующих лиц.
Кадр из выпуска "После школы". Ведущие подводят итоги конкурса селфи
Обычно выпуск программы состоит из четырёх частей. В первой части ведущие перекидывают мостик от прошлого выпуска – объявляют очередного претендента на победу в конкурсе селфи. Идея такова: в конце программы гости и ведущие делают селфи в студии, затем выкладывают их в группу «После школы» в социальной сети, и самая популярная себяшка проходит в четвертьфинал конкурса. Её-то ведущие и показывают в начале выпуска. Итоги четвертьфинала подводятся в конце учебной четверти, полуфинала – в конце полугодия. Ну а финал ожидает нас в конце учебного года.
Идея с селфи была призвана увеличить аудиторию, которая смотрит выпуски программы не по телевизору, а через Интернет. Мы рассматривали её как один из способов привлечь аудиторию в группу: люди видят, что кто-то из их знакомых был в какой-то телепрограмме и теперь призывает голосовать за свою себяшку. Пользователи идут в группу и узнают, о чём речь. На практике мы увидели, что внимание аудитории к селфи – не столь активное, и чаще всего мы выбираем лучшее фото не по количеству лайков, а на свой вкус. А вот последнее интернет-голосование за победителя четвертьфинала обернулось нешуточной битвой, в ходе которой посещаемость группы «После школы» увеличилась в разы. Так или иначе, аудитория группы растет, как и количество просмотров передачи в Интернете. Так что в целом идею с селфи можно считать правильной. К тому же, она обеспечила программе столь жизнерадостную концовку!
Финальные кадры выпуска. Селфи в студии
Вторая часть выпуска – блок новостей. Как правило, это три новости в жанре информации: ведущие поочередно читают текст, который перекрывается картинкой. Иногда после подводки ведущих следует короткий клип, который показывает действие, говорящее само за себя без дополнительных пояснений. Хорошо это или плохо, но в студийном формате у нас не осталось места для традиционных сюжетов. Максимум – небольшие фрагменты интервью, записанных на событии, но не более того.
Эта часть выпуска завершается зрительским голосованием за самую интересную новость. Для пилотного выпуска мы распечатали для гостей в студии таблички с номерами новостей, а затем решили от них отказаться. Теперь наши зрители показывают разные смешные жесты, которые ведущие присваивают каждой новости. Пример установки ведущих перед голосованием:
- Давайте выбирать самую интересную новость. Если вам больше всего понравились Дни Интернета, показывайте хеш-тег: вот так, – ведущий скрещивает пальцы обеих рук в виде хэш-тега.
- Если вы за новость о выставке современного искусства, изображайте свой портрет. Вот так, – ведущий соединяет руки над головой подобно рамке от картины.
- Ну а если вы за новость об открытии студии резьбы по дереву, берите в руки воображаемую ножовку и пилите. Вот так (показывает).
Кадр из выпуска. Зрители голосуют
Голосование зрителей в студии было придумано как способ удержать внимание телезрителя. Телезритель не только смотрит новости, но и решает для себя – а какая новость интереснее, за какую из них я сам бы проголосовал?
Подводя итоги голосования, ведущие отсылают телезрителей к группе «После школы» в соцсетях за более подробной информацией о новостях, которые их заинтересовали.
Третья часть программы получила название «Новость вне конкурса». Это событие, о котором мы рассказываем отдельно и подробно. Теперь уже – с участием зрителей, которые становятся источниками информации. Если новостью стала выставка рисунков, то в качестве гостей приглашаем ребят и руководителей из изостудии, которая эту выставку проводит. Если мы рассказываем о горном походе, то нашими гостями становятся начинающие туристы. Оптимальное количество зрителей – 5-7 человек, хотя часто их бывает и больше.
После первого же выпуска мы поняли, что взаимодействие ведущих со зрителями в режиме стандартных диалогов убивает программу наповал. Ответы получаются либо невнятными и скучными, либо – в случае, если пишутся не с первой попытки – отрепетированными и неестественными. В нашей программе никто не говорит долго, все реплики мы стараемся сделать краткими, ёмкими и живыми. Получается это, признаюсь, не всегда.
Главное, что мы стараемся делать со зрителями в студии вместо разговоров – это вовлечь их в действие, которое одновременно раскрывает суть события и даёт возможность понаблюдать за тем, что происходит на наших глазах.
Когда мы делали выпуск о программе поддержки школьного телевидения, мы предложили нашим гостям – старшеклассникам из школьных редакций – продемонстрировать процесс чтения текста с телесуфлера. Телезрители не просто услышали рассказ о том, что такое суфлер, а увидели это собственными глазами и с интересом наблюдали: собьются или не собьются?
Кадр из выпуска. Картина "Тишина", нарисованная в студии
Когда мы пригласили ребят из студии современного искусства, мы раздали им названия известных произведений классической живописи и предложили прямо во время выпуска нарисовать собственные картины с такими же названиями. А в конце выпуска руководитель студии пытался угадать, какие картины стали прототипами работ его учеников. Два произведения искусства ему удалось каким-то чудом определить верно.
Иногда бывает так, что о главном событии рассказывает приглашенный гость. В этом случае мы тоже задействуем зрителей – они задают «вопросы на засыпку». Этот блок следует после того, как с гостем пообщались ведущие. Вопросов на засыпку, как правило, три. После ответа на вопросы гость вручает «засыпку» зрителю, который задал самый заковыристый вопрос. Роль «засыпки» выполняет детская лопатка.
Общение ведущих с гостем мы также выстраиваем через действие. Когда мы рассказывали о приближающейся творческой олимпиаде по экологии, наши ведущие решали прошлогодние задания этой олимпиады. Когда рассказывали о «наночемоданчике» – чемодане с набором опытов по нанотехнологиям, – ведущие испытывали гидрофобную жидкость: обработали ей старые ботинки, а затем на глазах у зрителей поливали их из лейки и проверяли, действительно ли ботинки становятся непромокаемыми.
Кадр из выпуска. Ведущие проводят испытания
Конечно, телезрителям гораздо интереснее наблюдать за неожиданными поворотами событий, которые происходят здесь и сейчас, нежели слушать диалоги, – пусть даже гораздо более информативные, чем все эти наши придумки.
Наконец, заключительная часть программы – это «прощалка» ведущих с телезрителями и переадресация в группу «После школы» для тех, кто хочет посмотреть это выпуск заново. А также – селфи в студии. На фоне этого действа идут титры передачи.
Придерживаясь этой структуры в целом, мы относимся к ней только как к основе, которая каждый раз изменяется в зависимости от конкретного материала. Например, иногда мы не ставим в выпуск новостной блок, если у нас достаточно материала для основной части.
Важным навыком руководителя становится оптимальное планирование программы. Первое время не удавалось свести выпуск меньше, чем на 12 минут – а нужно-то 10! Но потом убеждаешься, что все сокращения идут программе только на пользу. Вскоре начинаешь лучше понимать, сколько времени займет всё то, что написано в сценарии, и в итоге уже не приходится жертвовать интересным материалом.
ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ БРОШЮРЫ ДОСТУПЕН ЗДЕСЬ...
< Предыдущая | Следующая > |
---|