Портал Молодежь Петрозаводска

Вторник
апреля 23
  • Увеличить размер шрифта
  • Стандартный размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
Используйте для расчета платежей за растаможку авто таможенный калькулятор пошлин.
Home Публикации Информационные материалы Денис Рогаткин. Руководителю молодежной телестудии (7)

Денис Рогаткин. Руководителю молодежной телестудии (7)

Переезд ДЮЦ Петрозаводска в новое здание сделал реальностью давнюю мечту о собственной телестудии "После школы". А неожиданная поездка на слёт школьного телевидения Америки помогла понять, как делать телепрограмму по-новому.

Об этом - в очередной главе книги, адресованной руководителям детских и молодежных редакций.


Денис Рогаткин. Руководителю молодежной телестудии

Главы из книги, которая уже пишется

(предыдущий материал читайте здесь...)

Однажды в Америке

Чуть больше года назад случилось непредвиденное: Детско-юношескому центру Петрозаводска передали огромное здание бывшего интерната. Нам предстояло переехать в трёхэтажный дом, который до этого использовался как спальный корпус.

Когда мы пришли осматривать свои новые владения, нам открылось удручающее зрелище. Это был худший вариант студенческого общежития, с длинным коридором через весь этаж и маленькими комнатками по обе стороны. Выбитые двери, свисающие провода, кривые полы и стены… Однако, увидев всё это, мы не только не опечалились, а наоборот – несказанно обрадовались, поскольку раньше о таких площадях не могли и мечтать!

Комнатки быстро распределили между организациями, работающими в ДЮЦ. Нарисовали на плане, какие стены будем сносить, чтобы расширить рабочее пространство. Юниорскому союзу «Дорога» достались помещения в конце коридора на верхнем этаже. Из них мы решили сделать учебный класс, офис и телестудию.

Будущая телестудия. Всё то, что справа, предстояло снести

Под студию было зарезервировано две комнатки и кладовка. Нам предстояло снести все стены и объединить эти комнатушки с коридором. Добровольцы организации взяли в руки кувалды и в несколько приемов разрушили кирпичные перегородки. На полу выросли горы из кирпичей и штукатурки. Классы из разных школ города, которые работают с нашей организацией по программе «Мы и общество», приходили на весёлые труддесанты: вытаскивали кирпичик за кирпичиком на улицу, как трудолюбивые муравьи.

Основательный ремонт будущей телестудии мы решили провести летом, поскольку останавливать учебный год мы не могли. Мы по-прежнему обитали в небольшой мансарде в центре города, клепали сюжеты и выдавали программу в эфир. Параллельно я завершал два больших молодежных проекта вместе с финскими партнерами. В общем, было чем заняться, и руки до студии не могли дойти при всём желании.

О том, как будет выглядеть телестудия, у нас было довольно смутное представление. Мы понимали, что теперь сможем писать студийные проекты – например, интервью с гостями. Также мы думали о том, что собственная студия может стать площадкой для новых идей – например, можно попробовать запустить школьные телепрограммы. Но конкретного представления о том, как это будет выглядеть, у нас еще не было.

 

И тут произошло одно «случайное совпадение». У нас появилась возможность побывать на слёте школьного телевидения Америки. Посмотреть, конечно, было любопытно, но, честно говоря, я не ожидал увидеть там ничего интересного. «Ну какое телевидение может быть в школах? Максимум – художественная самодеятельность!» – примерно так я думал о предстоящей поездке.

До этого мы лет десять безуспешно пытались найти молодежные телестудии в Европе. Видели только «медиапедагогику»: лагеря, в которых молодежь учится снимать, монтировать, а затем делает какой-нибудь музыкальный клип и довольная разъезжается по домам. Мы ни разу не увидели молодежной команды, которая делала бы реальный продукт в виде регулярной телепрограммы. Зато много раз видели крутое оборудование, которое пылится без дела в молодежных центрах.

Исходя из опыта общения с европейцами, я предполагал, что и у американцев никакого реального продукта не будет – максимум школьные учебные курсы. К моему удивлению, я оказался глубоко неправ!

Школьным телевидением американцы начали заниматься примерно в то же время, что и мы. То, насколько они смогли продвинуться вперед, действительно заслуживает уважения. Вернувшись из поездки, я написал об этом статью.

 

Из статьи «Индустрия школьных новостей»

История школьного телевидения США связана с появлением нового учебного предмета, который так и называется – телевизионное вещание. Такой учебный курс начал появляться в американских школах 15 лет назад. Его стали внедрять учителя информатики, прошедшие соответствующее повышение квалификации. Новый урок быстро завоёвывал популярность среди старшеклассников. Он не входил в число обязательных предметов, – относился к курсам по выбору. И выбирая, например, из такого набора школьных уроков, как «танец», «керамика», «веб-дизайн», «ремонт автомобилей», «обработка дерева» или латынь, старшеклассники всё чаще делали свой выбор в пользу тележурналистики.

Практически все американские школы начинали преподавание телевещания с нуля. Приобретали минимальный комплект – видеокамеру, штатив и микрофон. В распоряжении учителей не было ни учебных программ, ни пособий, ни поурочных планов.

В поисках методической поддержки группа учителей приехала на слёт американской ассоциации преподавателей журналистики. Но их ожидало разочарование: выяснилось, что телевизионной журналистикой в этой ассоциации не занимаются вовсе и ничем не могут им помочь.

И что же, вы думаете, сделали эти учителя? Они создали свою собственную организацию – STN, Student Television Network, cеть школьного телевидения. Поначалу это было сообщество преподавателей, которые внедряли новый для себя предмет «телевещание». Учителя делились своими наработками и получали друг от друга советы – например, о том, какую видеокамеру лучше всего приобрести на скромные школьные деньги.

Уже через пять лет, в 2004 году, STN проводила первый в своей истории слет школьного телевидения. Старшеклассники и учителя набирались опыта на мастер-классах профессиональных телевизионщиков, а также участвовали в серии творческих конкурсов, соревнуясь друг с другом в различных телевизионных жанрах.

С тех пор слёты STN стали проводиться ежегодно. В 2015 году слёт установил очередной рекорд: в город Сан-Диего приехало 2700 старшеклассников из 150 школ. Всего в состав Сети школьного телевидения входит около 400 школ США.

На слёте STN в Сан-Диего. Фото Надежды Каркач

Структура слёта такова. Первый элемент – это творческие конкурсы. Их список и условия публикуются заранее. Каждая школа еще до слёта выбирает, в каких конкурсах она примет участие. За регистрацию в каждом конкурсе школа должна заплатить взнос, равно как и за отмену своего участия или изменение персонального состава команды.

Главный конкурс получил название «Сумасшедшая восьмёрка». Команды не знают задания заранее. Они могут заблаговременно лишь выбрать жанр, в котором будут создавать свою работу. Задание команды получают в 8 утра, и к 16.00 они должны сдать готовый продукт на флэшке. За эти сумасшедшие восемь часов школьные редакции снимают сюжеты и собирают их в выпуски новостей, создают музыкальные клипы и рекламные ролики, ищут в городской среде необычных героев и рассказывают их истории.

Организаторы слета считают, что научить юных тележурналистов уважать дедлайн – это одна из самых главных задач в преподавании тележурналистики. На слёте применяется весьма наглядная технология: в холле выставляются корзинки, возле которых стоят волонтёры. Все участники знают, что корзинки унесут ровно в тот момент, когда наступит дедлайн. И если в последнюю минуту у тебя что-то пошло не так, то уже никто не сможет принять твою работу.

Корзинки для сдачи сюжетов. Фото Надежды Каркач

Монтаж отснятых конкурсных сюжетов ведется в огромном общем зале. У каждой команды – свой круглый стол. Вся техника для видеомонтажа – ноутбуки, мониторы – привезена с собой. На последних минутах, когда видеофайл вот-вот окажется на флэшке, команда начинает страшно ликовать. Дети издают дружные победные крики, снимают все происходящее на камеры и фотоаппараты, а затем с теми же криками и возгласами направляются всей командой в холл. Здесь шоу достигает своего апогея: запечатанная в полиэтиленовый пакет с сопроводительной запиской флэшка под бурную радость команды и её болельщиков наконец-то погружается в корзинку.

Видели мы и сдержанные слёзы тех, кто не успел уложиться до дедлайна. Истерик и скандалов при этом – не видели ни одного. Атмосфера конкурсов помогала старшеклассникам осознать: журналистская работа требует азарта, творчества, включенности, быстрой реакции. Она не терпит хмурых, отсутствующих лиц, не прощает состояния ступора при столкновении с проблемной ситуацией.

 

Итак, первый компонент слёта – творческие конкурсы. Второй – сессии от профессионалов. У участников слёта есть возможность послушать лекции на разные темы – начиная от того, как найти интересные новости в собственной школе, заканчивая приемами работы в видеоредакторе. Большинство лекторов прекрасно владеют аудиторией, превращая свои выступления в мини-спектакли. Один из ораторов разбирал типичные операторские ошибки на примере сюжетов центральных телеканалов. На стоп-кадрах он показывал тень оператора, которая попала в каждый второй кадр сюжета и искренне удивлялся: «Ой, что это? Это опять оператор???» Зал, в котором находилось около ста человек, приветствовал каждую подобную реплику вздохами удивления.

Третий компонент слета – подведение итогов ежегодного конкурса STN на лучшие телевизионные работы. Церемония награждения со всей очевидностью продемонстрировала, что за 15 лет школьное телевидение США выросло в громадную индустрию. Появление мощной технической базы не должно удивлять: внедрение новых информационных технологий в американских школах всегда было в числе ключевых приоритетов.

Трансляция церемонии награждения лучших школьных телепрограмм

Гораздо интереснее другое. Многие телепрограммы сумели преодолеть границы школьных стен – они транслируются на местных телеканалах. Таким образом, в рамках школьного курса телевещания старшеклассники производят конкурентоспособный продукт, имеющий реальную стоимость. А это очень нетипичное явление для нашей школы – как российской, так и американской! Пока мы думаем, что ничего подобного в школе не может быть по определению, это явление существует и развивается. А значит, оно заслуживает отдельного пристального внимания.

Предмет «Телевещание», напомним, является курсом по выбору. Для занятий формируются смешанные группы из учеников разных классов, желающих пройти этот курс. Означает ли это, что секрет высокого качества обучения – в заинтересованности учеников, в их мотивации? Думаю, только отчасти. Главный вопрос – это объем практики. На предмет телевещания отводится по 4-5 учебных часов в неделю. Для сравнения могу сказать: корреспондентам телепрограммы «После школы» такой объем практики даже не снился! А без этого невозможно отработать ключевые навыки: в отсутствие постоянного закрепления они очень быстро утрачиваются.

Очевидное преимущество, которого добились наши американские коллеги – это качество картинки. Временами их продукция уже перестает напоминать телевидение – скорее похожа на кино. Дети замечательно чувствуют композицию кадра, постоянно работают с подвижной камерой, и главное – делают это чисто!

Ещё одно преимущество находится в сфере коммуникации. Американские школьники, вовлеченные в телепроизводство, демонстрируют отличные коммуникативные компетенции. На экране они выглядят открытыми, раскованными, умными и обаятельными. И дело здесь, наверное, не столько в пресловутом «менталитете», сколько в организации процесса.

На слёте STN в Сан-Диего. Фото Надежды Каркач

Если посмотреть на российские школьные и студенческие телепрограммы, то их верстка чаще всего основана на традиционном новостном формате: это серия сюжетов с подводками ведущих. Поиск хороших ведущих превращается у нас в грандиозную проблему. Наши старшеклассники не могут с первого раза прочитать текст даже за кадром! Если предложить им делать это в кадре, причем в прямом эфире, и к тому же не просто читать текст с суфлера, а общаться с собеседником, подбирая нужные слова самостоятельно, то это потребует от них серьезной работы над собой. Так ведь это и есть не что иное, как образование!

Телепрограмма старшей школы маленького курортного городка Карлсбада ежедневно выходит в прямой эфир по утрам – транслируется не только в школе, но и на местном кабельном телеканале. В школе оборудована телестудия, которая почти ничем не отличается от студий профессиональных каналов. Если проанализировать вёрстку программы, то на 70 процентов она основана именно на живом общении. В 11-минутное утреннее шоу может войти максимум 1-2 коротких сюжета, подготовленных заранее. Всё остальное – это новости школьной жизни, которые читают ведущие, живые интервью с гостями в студии – например, знакомство с новой учительницей английского языка. Практикуются и «прямые включения». Пример – интервью у спортплощадки со школьной бейсбольной командой, которая победила на очередных соревнованиях.

Каждый старшеклассник работает и в кадре, и за кадром. Сегодня ты – в кресле ведущего, а завтра – за пультом режиссёра. Преподаватель телевещания старшей школы Карлсбада Даг Грин применяет оригинальный метод. Имена учеников написаны на палочках для мороженого, которые сложены в кружку. На утренней планёрке он поочередно достает из стакана каждую палочку, называет имя ученика, и тот заявляет, какую позицию в редакции он хотел бы занять сегодня. Список позиций выведен на интерактивную доску, куда имя ученика сразу же записывается. А Даг Грин перекладывает палочку с его именем во вторую кружку и переходит к следующему ученику. Действует ограничение: нельзя быть на одной и той же позиции больше четырех раз за учебный семестр. Даг Грин, кстати, написал пособие для преподавателей телевизионного вещания в школах, которое широко используется по всей Америке.

На фото: Даг Грин на открытии слёта STN вместе со школьниками из России

Опыт американцев помог мне окончательно понять, как должна измениться программа «После школы» после переезда в новую студию. Летом мы надели костюмы строителей и начали воплощать новые творческие идеи в жизнь.

Продолжение ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ...

Достижения науки электротехника и робототехника.
 

Уставные и отчетные документы СДМ

Уставные и отчетные документы размещены в разделе "Информация об СДМ"

Портал "Молодёжь Петрозаводска" являлся актуальным источником информации о молодежных проектах Петрозаводска и Карелии в период 2009-2015 гг. С широким распространением социальных сетей портал потерял свою актуальность и в настоящее время представляет собой архив публикаций прошлых лет.

Также портал является официальным сайтом Союза детских и молодежных общественных объединений Карелии.

Архив выпусков телепрограммы "После школы"

Медиапроект "После школы" в Контакте