Новый параграф "Настольной книги для тех, кто отвечает за молодежь".
Этим параграфом мы начинаем разговор о том, как научиться дружить с общественными организациями. Увы, этим умением владеют лишь немногие из числа чиновников от молодежки. Но учиться - никогда не поздно. Было бы желание.
Денис Рогаткин
Беги за мной, или хрюши против
Мудрые люди, занимающиеся добровольчеством в Петербурге, вывели практически безупречную формулу взаимоотношений общества и власти. Формулу, при которой эти отношения выглядели бы как идеальные. Звучит она так:
Прерогатива общества – инициатива, прерогатива власти – поддержка
Идея проста: государство не может и не должно, засучив рукава, реализовывать молодежные проекты и инициативы. Это – дело общества, и власть не должна его подменять. А вот предоставлять инициативам общества поддержку – это уже прямая обязанность власти.
Ситуация в молодежке – обратная. Молодежные начальники словно живут под девизом «Если не мы, то кто же!». Сами придумывают молодежные инициативы, сами ими руководят, и сами же их поддерживают.
Правда, размах крыльев у них за последнее время несколько сузился. Еще пять лет назад, во время российского Года молодежи (2009), они во всеуслышание заявляли о намерении совершить «кадровую революцию» и обеспечить стране «инновационный прорыв». Портал Года молодежи, конечно же, давно бесследно растворился – по неумолимому «закону жабы». Но тексты портала чудом сохранились в архивах ценителей. Перечитаем и вспомним, в какие выси начальники от молодежки зазывали наивное юношество.
«Участие в национальном проекте «Россия 2020» сделает вас другими и наш долг - предупредить вас о последствиях. Сменится ваш образ жизни, образ действий, ваше отношение к окружающей действительности и людям. Исчезнет понятие работы. Работы как нудной необходимости, начинающейся со школьной скамьи и заканчивающейся могилой, а вместе с тем - страх ее потерять или не найти. Грандиозное и точное слово «ПРОЕКТ» теперь будет определять ритм вашей жизни. Повысится социальная мобильность. Вы с легкостью будете переходить из проекта в проект, переезжать из города в город, из страны в страну. Вашим связям и контактам будут завидовать. Вы вдруг захотите рисковать. Мысли о дипломе и трудовой книжке уйдут в прошлое, а вместо них появится резонный вопрос – я действительно безумно люблю то, чем я занимаюсь?»
Согласно масштабному замыслу авторов, который раскрывался в тексте, в 2009-2010 годах планировалось сформировать актив молодежного проекта «Россия 2020». В 2010-2015 гг. должен был «измениться образ мышления целого поколения молодых людей», в результате чего по всему миру должны были появиться «инновационные товары и услуги российского происхождения». И наконец, в 2015-2020 гг. ожидался этап под названием «Россия. Перезагрузка», а если без обиняков – кадровая революция. «Вы создадите 50-тысячное ядро будущего правящего российского класса, задача которого – предложить миру новое представление о будущем, а нации – задачи, достойные нашего народа и нашей истории».
Но вскоре мечтатели из Росмолодёжи спустились с небес на землю. Тем не менее, креативить не перестали. Нашли новые, неожиданные каналы для самореализации юных пассионариев. Молодежные начальники перешли к созданию групп прямого действия. Видимо, поизучали на досуге опыт молодёжной политики Мао Цзэдуна. Хотя, конечно, в сравнении с обезбашенными китайскими хунвейбинами наши бойцы – просто пушистые симпатяги. Такие, как участники почти мультяшного движения «Хрюши против». Молодежь из «хрюш» наряжается в костюмы розовых поросят, берет с собой телекамеры и отправляется в какой-нибудь магазин, где, конечно же, находит на полках осетрину второй свежести. Ну, или, на худой конец, – просроченный йогурт. Драки с охранниками, эмоциональные диспуты с продавцами, интенсивная межкультурная коммуникация с гастарбайтерами – всё это гарантирует хрюшам активный выброс адреналина, от пятачка до хвостика. Почти забытое удовольствие, недоступное серой массе сетевых хомячков. Но это – что-то вроде бонуса за активность, а истинные цели у движения – высокие: добиться того, чтобы недобросовестные продавцы не травили народ некачественной едой. Недавно «Хрюши» получили государственный грант – 5 миллионов рублей. Как видим, поддержка не заставила себя ждать.
И всё бы хорошо. Но только несколько смущает столь стремительное снижение уровня целей. Начинали – инновационным прорывом, а пришли – к борьбе с залежавшимися йогуртами…
- Но всё-таки «Хрюши против» и «Стопхам» – это отдельная песня. Их, к счастью, не спускают сверху напрямую, в отличие от официальной десятки так называемых «проектов Росмолодежи». Таких, как «Беги за мной», «Арт-квадрат» или «Технология добра». Подписаться на них регионам настоятельно рекомендуют.
- Это наглядный пример того, что молодежные начальники не понимают, где проходит граница между государством и обществом. Если вы, чиновники, хотите поддерживать добровольчество, то вы не должны создавать и продавливать пиджаками свой собственный добровольческий проект. Вы должны выделить приоритеты и оказать поддержку организациям, которые на эти приоритеты работают. Например, в форме конкурса на финансирование проектов.
- Похоже, что перспектива раздать деньги каким-то чужим организациям их не очень впечатляет.
- Именно так. Это напоминает старую советскую модель, по которой работал комсомол. Никаких других организаций не было, и практически вся молодежь поголовно состояла в ВЛКСМ. Вопрос о поддержке других организаций не стоял за их отсутствием, зато стояла задача коммунистического воспитания молодежи. Этим комсомольские вожаки в меру своих способностей и занимались. Похоже, вожаки нынешние представляют себе свою работу так же – как работу с молодежью напрямую: а возьмём-ка мы молодежь и вытянем её за уши из болота! Осталось только засучить рукава и взяться за дело.
- Ага, тут никаких рук не хватит. Тот же проект «Технология добра» на порядок слабее, чем существующие в стране центры добровольчества. То ли они пытаются заменить эти центры своим проектом, то ли вписать их в собственную схему? Почему бы не опереться на те организации, которые уже давно и успешно развивают добровольчество и доказали свое право на существование?
- Я думаю, работает четкая логика: «наши – не наши». Кто не в «Наших», тот против нас – так получается. А может быть, некоторые начальники просто не доиграли – не удалось им, увы, побыть в роли руководителей молодежных организаций и проектов, и они доигрывают в эту игру, сидя в креслах чиновников. Но только задача у чиновников – совершенно другая! Не руководить молодежью и не запускать проекты собственного сочинения, а развивать систему работы с молодежью. Запишем это в качестве таблички, которую можно повесить над столом в рабочем кабинете:
Ты – не молодежный вожак, а управленец. Руководить молодежью – не твоя задача. Ты отвечаешь за развитие системы молодежной работы.
- Сразу встанет вопрос о том, из чего должна состоять эта система.
- Замечательный вопрос для самоанализа! Я вижу, что во многих регионах молодежные чиновники понимают систему работы с молодежью как серию ежегодных мероприятий: местечковых «селигеров», форумов добровольцев и строителей собственной карьеры, конкурсов лидеров, семинаров молодежных работников, фестивалей певцов, танцоров, экстремалов… Мероприятиями очень легко отчитываться. Закладываешь в показатели цифры охвата участников и затем докладываешь: «Выполнил, охватил». А тебе отвечают: «Молодец, эффективно управляешь реализацией программы». А результат? Вопрос о результате оставим для философских бесед, на которые у нас совершенно нет времени – с такой-то кучей дел!
- Ну, предположим, мы окинули взором то, что мы делаем и поняли, что занимаемся, в основном, мероприятиями. Но разве это не система работы?
- Это система вашей собственной работы. Но не система работы с молодежью. Если у вас главное – это цикл мероприятий, то вы и есть – наследники комсомольских вожаков, которых мы только что вспоминали.
- Многие, кстати, ностальгируют по старым временам.
- Да, есть у нас такая народная забава – идти вперед с головой, повёрнутой назад. А давайте-ка вернем школьную форму, пионерию, нормы ГТО, дружинников, стройотряды… По-детски наивная мечта вернуться в ту страну, которая давно ушла в историю и поэтому вспоминается чуть ли не как идеальная.
- Ну хорошо. Предположим, мы не смотрим назад и действительно хотим идти вперед. Какими шагами?
- Первый шаг – это осознать и запомнить, что мы находимся не на необитаемом острове. И что с молодежью уже сейчас много кто работает. Это школы, колледжи, вузы, молодежные центры, общественные организации, а местами и бизнес. Их нужно научиться воспринимать как партнеров. Для меня ключевым показателем развития системы является наличие в регионе сильных общественных организаций, которые специализируются на работе с детьми и молодежью.
- Как будем оценивать, сильная организация или нет?
- В первую очередь – по её бюджету. Посмотрите, сколько денег организация привлекает на молодежные программы и проекты. Сопоставьте с бюджетом молодежной политики региона. И сделайте выводы. В тех регионах, которые финансируют молодежку скупо, уже можно найти общественные организации, бюджет которых больше, чем у Комитета по делам молодежи. И это здорово!
- Что ж хорошего в том, что государство дает мало денег на молодежь?
- Ничего хорошего в этом, конечно, нет. Но если мы говорим о создании системы, то в первую очередь нас интересует её устойчивость. Если завтра вдруг придёт новый губернатор и закроет всю молодежку, то в идеале система должна продолжать работать. Иначе это не система.
Показатель развития системы работы с молодежью – её устойчивость
- Это реально только в том случае, если система будет состоять из организаций, которые не подчинены органам власти напрямую.
- Вот поэтому мне более интересны небогатые регионы с активными молодежными организациями, чем «зажиточные» регионы, в которых вся молодежка управляется сверху по принципу обкома комсомола. Как только закроют обком – все разбегутся. А независимым общественным организациям эта «молодёжная вертикаль» просто не дала возможности вырасти и встать на ноги.
- Получается, главное – это поддержка молодежных организаций. А что делать, если их нет?
- Вот здесь и начинается твоя работа как управленца. Ведь ты же хочешь развивать систему молодежной работы, а не просто руководить мероприятиями и подведомственными учреждениями? Так проанализируй, почему на твоей территории до сих пор не появилось сильных молодежных организаций! И составь план действий, который приведет к созданию условий для их появления. Но только не вздумай создавать организации сам! Это самое худшее, что ты можешь предпринять.
- Кстати, есть такое мнение, что власть вообще не должна развивать гражданское общество, поскольку общественные организации должны быть независимыми. Они должны создаваться по инициативе самих людей, и власть не вправе в это вмешиваться. Что ответишь?
- Давай вернемся к началу нашего разговора. Мы говорили о том, что общество – это главный носитель инициативы, а власть отвечает за предоставление поддержки. Согласись, наличие или отсутствие общественных организаций – это результат той или иной политики власти. Если государство создает для организаций барьеры – организации расти не будут. И наоборот, если для организаций создан благоприятный климат, то они будут появляться и набирать силу.
- Получается, что наличие или отсутствие детских и молодежных организаций – это результат той или иной молодежной политики. А значит, по уровню развития детских и молодежных организаций можно оценивать её успешность.
- И хорошо бы, чтобы этот показатель стал главным для оценки молодежной политики.
Продолжение ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ...
Начало публикации - здесь...
Предыдущий параграф - здесь...
< Предыдущая | Следующая > |
---|