Портал Молодежь Петрозаводска

Пятница
апреля 19
  • Увеличить размер шрифта
  • Стандартный размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
Используйте для расчета платежей за растаможку авто таможенный калькулятор пошлин.
Home Публикации Информационные материалы И на камнях растут деревья…

И на камнях растут деревья…

В новом параграфе "Молодёжки" разговор пойдет о молодежной стратегии Европейского союза.

Если чему-то и нужно учиться у Европы - так это последовательности и системности. Вы думаете, стратегии пишутся для того, чтобы бесполезно пылиться на полках? Молодежная Стратегия ЕС это опровергает: она реально работает!


Денис Рогаткин

И на камнях растут деревья…

Любой стратегический документ, задающий рамки молодежной политики, прежде всего должен быть понятным. Стратегии для того и пишутся, чтобы обозначить систему координат. Без неё путь молодежного работника похож на попытку выйти из тёмного леса заплутавшего грибника. Не имея с собой компаса, он будет неизбежно ходить кругами.

С доходчивостью наших концепций дела обстоят неважно. Принятая в 2006 году и до сих пор официально не отменённая Стратегия молодежной политики России вместо внятных ориентиров предложила игру-угадайку – серию названий «проектов», которые предполагалось реализовать в течение 10 лет. Ученые мужи и молодежные начальники наверняка провели не одну бессонную ночь, подбирая удачные названия, с помощью которых изменится жизнь молодежи России. Именно этого и ждали от них молодежные работники Урала, Поволжья и Северного Кавказа!

За прошедшие восемь лет никто так и не выучил, чем отличается проект «Команда» от проекта «Успех в твоих руках», а проект «Успех в твоих руках» – от проекта «Доброволец России». Еще были проекты «Карьера», «Новый взгляд», «Шаг навстречу», «Молодая семья России»… Ну что ж, спасибо, хоть не «Хрюши против»!

Выбраться из молодежного бурелома Стратегия-2006 нам явно не помогла. А порою и вовсе – заводила в еще более непролазные дебри. Теперь, когда мы подробно поговорили о добровольчестве, можем со знанием дела оценить то, как стратегия описывает проект «Доброволец России».

На вопрос о том, что нужно делать в рамках этого проекта, стратегия даёт три ответа: поддерживать молодежные организации, вести банки данных волонтерских вакансий и привлекать молодежь к добровольческому труду «в сферах массового молодежного спорта, туризма и досуга молодежи». А ожидаемым результатом проекта «Доброволец России» авторы Стратегии-2006 назвали формирование системы  поддержки инициатив молодежи, направленных на решение задач улучшения качества жизни в России.

- Получается, что авторы Стратегии не понимали, в чем разница между добровольчеством и молодежными инициативами?

- Именно так! Тема поддержки молодежных организаций и инициатив – самостоятельное направление работы, которое не относится к развитию добровольчества. В тексте стратегии эти две темы – волонтёрство и поддержка НКО – смешаны в одну кучу.

- А давай попробуем оставить в проекте «Доброволец России» только то, что имеет отношение к волонтёрству. Что будет в сухом остатке?

- В сухом остатке вот что: ведём банки данных и используем молодежь в качестве волонтеров на молодежных мероприятиях – спортивных, туристических и досуговых. Чтоб молодежное добровольчество приносило пользу не молодежи, а другим людям – ни-ни! А результата проекта у нас и вовсе не будет. Ведь тот результат, который прописан в стратегии – не про добровольчество, а про молодежные инициативы.

- Можно сказать, что проект «Доброволец России» успешно выполняется: банки вакансий худо-бедно ведутся, а уж волонтеров на мероприятиях – хоть отбавляй!

- В общем, с отчетностью проблем не возникнет. Проблемы останутся только с волонтёрством и с НКО.

- А что в Европе? У них-то в бумагах порядок?

- В этом даже не приходится сомневаться. Поддержка молодежных организаций и инициатив у них относится к направлению, которое называется «молодёжное участие». А направление по развитию волонтёрства у них так и называется – «волонтёрство».

- То есть молодежные инициативы и волонтёрство они в одну кучу не смешивают.

- Да, они понимают, что это – разные ветви. Пять лет назад Европейский союз принял первую в своей истории молодежную стратегию. Она рассчитана до 2018 года. Вскоре после принятия самого документа стали появляться разные «фишки», которые помогают понять содержание новой стратегии. Попробуй догадаться, в виде чего европейцы её изобразили?

- Ну, наверное, в виде блок-схемы…

- Не усложняй! Они изобразили её в виде дерева. Обычного дерева. С корнями, стволом и ветвями. А направления работы подписали на листьях.

- Прямо скажем, не оригинально: чего только в виде дерева не изображали!

- Зато вполне наглядно. Они даже изготовили это дерево в настольном варианте: картонные детали из набора можно соединить друг с другом и установить этот символ молодежной стратегии ЕС в своём кабинете.

- Ну вот давай и почитаем, что у них там, на листиках.

- На восьми листиках – восемь направлений работы: образование и подготовка, занятость и предпринимательство, социальная включенность, здоровье и благополучие, участие, культура и творчество, волонтёрство, молодёжь и мир.

- Ты думаешь, оттого, что молодежные боссы европейских стран будут каждый день разглядывать дерево и читать эти слова, у них наступит просветление? Как у Андрея Болконского после встречи с дубом?

- Примерно так. Думать они, конечно, будут не о самих словах, а о том, что за ними стоит. Еврокомиссия запустила формально добровольный, но по сути – обязательный механизм работы стран в русле молодежной стратегии ЕС. Так что поливать это дерево молодежным начальникам придется еще много лет.

-  И как же это работает?

- Во-первых, в самом тексте Стратегии есть рекомендации: каких действий ЕС ожидает от государств-членов по каждому из восьми направлений. Во-вторых, разработаны индикаторы, по которым оценивается состояние дел по каждому из них. В-третьих, запущен трёхлетний цикл мониторинга: каждая страна составляет отчет за три года, а Еврокомиссия издает сводный доклад о молодёжи. Первый такой доклад – за 2010-2012 годы – уже можно почитать.

- А давай попробуем проследить всю цепочку! Скажем, на примере волонтёрства.

- Давай! Начнём с цели.

Цель молодежной стратегии ЕС в сфере волонтёрства

Молодежное добровольчество должно получить поддержку и более широкое признание своего значения в качестве важного элемента неформального образования. Необходимо устранить препятствия для молодежного волонтёрства и повысить трансграничную мобильность молодых людей.

Что ты можешь сказать об этой формулировке?

- Она подтверждает то, о чём ты уже рассказывал. А именно то, что для европейцев главное в молодежном волонтёрстве – это его образовательный характер. И второе – что волонтёрство должно стать средством повышения мобильности юных европейцев, помогать им выходить за пределы национальных границ и чувствовать себя гражданами единой Европы.

- Совершенно верно! Теперь перейдем к рекомендациям. Почитаем, какие действия в сфере волонтёрства стратегия советует предпринять странам-членам ЕС.

Инициативы государств-членов ЕС и Еврокомиссии согласно их компетенции:

- Способствовать признанию навыков, приобретенных в результате волонтерской работы, с помощью таких инструментов, как Европейский паспорт (Europass), Молодежный паспорт (Youthpass) и инструментов, финансируемых на уровне стран-членов;

- Следовать Рекомендации Совета ЕС о мобильности молодых волонтеров в Европе;

- Повышать осведомленность о значимости волонтёрства, в том числе методом равный-равному;

- Обеспечивать защищенность молодых волонтёров и высокий уровень качества организации волонтерской деятельности;

- Продвигать солидарность между поколениями через волонтёрство.

Твои комментарии?

- Я вижу, что эти рекомендации вполне соответствуют общей цели. ЕС призывает страны признавать приобретенные волонтёрами компетенции, создавать условия для их мобильности, стимулировать повышение качества работы с волонтерами и пропагандировать идеи добровольчества в обществе. Но не слишком ли общий характер носят эти рекомендации? Мы не видим ни процентов охвата, которых нужно достигнуть, ни конкретных форм работы, которые следует внедрить.

- Если ты внимательно посмотришь на дерево молодежной стратегии, то обнаружишь там надпись «взаимное обучение». Стратегия исходит из того, что необходимо задать только общие рамки молодежной политики – единое направление движения. А дальше наблюдать за теми успехами, которых добиваются страны. Взаимное обучение – это и есть процесс выявления и распространения лучшего опыта, накопленного государствами-членами ЕС.

- То есть речь идёт о мягкой координации?

- Официально это называется «Открытым методом координации». Этот метод европейцы сравнивают с ботинком, который ЕС держит в дверях национальных молодежных политик. Официально они не вмешиваются в работу с молодежью внутри стран, поскольку молодежная политика не делегирована странами на уровень Евросоюза – она относится к полномочиям самих государств. Но в то же время этот «ботинок» обеспечивает, чтобы дверь в молодежную политику каждой страны была слегка приоткрыта, и можно было увидеть, что за ней происходит.

- А для этого нужны индикаторы. Какие параметры они измеряют в сфере волонтёрства?

- Что касается индикаторов, то их всего четыре. Первый – вовлеченность молодежи в волонтерскую деятельность. Оценивается процент молодежи в возрасте 15-30 лет, участвовавшей в волонтерской деятельности в течение года.

- И откуда же они берут эту информацию?

- В данном случае – заказывают у социологов. Индикаторы развития волонтёрства были включены в молодежное исследование, которое было проведено по заказу Еврокомиссии в 2011 году.

- Понятно. Национальным властям нарисовать красивые цифры не удастся.

- Второй индикатор – доля молодых людей, выполняющих волонтерскую работу в интересах местного сообщества. Здесь отслеживается процент молодых людей, которые в течение года участвовали в волонтерской деятельности, направленной на позитивные изменения в своём городе или посёлке.

- Как я понимаю, второй индикатор – более специфический в сравнении с первым. Если сначала оценили, сколько волонтеров всего, то теперь начали разбивать их по подгруппам.

- Верно. Логично, что третий индикатор связан с количеством молодых людей, которые работали волонтёрами за границей. Этот показатель важен для оценки уровня мобильности волонтеров.

- И, наконец, четвертый индикатор?

- Это официальное признание волонтёрства. Здесь оценивается доля волонтеров, которые получили сертификат, диплом или другой документ, который удостоверяет их участие в волонтерской деятельности.

- Порадовали ли европейцев результаты этого исследования?

- Они получили картинку, напоминающую обложку глянцевого журнала. В волонтёрскую деятельность оказался вовлечён каждый четвертый молодой европеец.

- Ого! 25 процентов!

- Но не нужно забывать, что речь идёт не только о регулярном и системном волонтёрстве. Учитывается и эпизодическое, и даже разовое участие в течение года – перечитай формулировку индикатора. Так что говорить о том, что «каждый четвертый молодой европеец – волонтер», я бы не стал. В сравнении с 2007 годом, уровень молодежного волонтёрства в европейских странах вырос, за исключением пяти стран. Среди этой пятёрки отстающих, кстати, есть и Финляндия: в ней волонтёров стало несколько меньше.

- Надо подтягиваться!

- Примерно половина молодых добровольцев говорит о том, что их работа была направлена на улучшение окружающей жизни в том месте, где они проживают. Что касается мобильности, то ездили работать волонтёрами за границу 2 процента молодых людей.

- Честно говоря, эта цифра тоже выглядит завышенной. Два процента молодежи – это не так мало. Сомневаюсь, что даже все вместе взятые программы поддержки мобильности волонтеров способны обеспечить такой охват. Похоже, европейцам еще предстоит много работы для того, чтобы прийти к более или менее объективной системе оценки.

- Согласен! Но социологией мониторинг не ограничивается. В отчетах государств о выполнении европейской молодежной стратегии содержится и информация об их политике в сфере молодежного волонтёрства. Страны отвечают на конкретные вопросы о том, какие изменения у них произошли.

- Например?

- Давай почитаем некоторые из этих вопросов:

Предприняло ли правительство вашей страны какие-либо действия для увеличения мобильности молодых волонтёров?

Занимается ли ваше правительство повышением осведомленности молодежи о возможностях волонтёрской деятельности за границей?

Предприняло ли правительство вашей страны какие-либо действия для признания навыков, приобретенных молодыми волонтёрами и отраженных в таких инструментах, как Европейский паспорт, Молодежный паспорт и инструменты самой страны?

Предприняло ли правительство вашей страны какие-либо действия для укрепления солидарности между поколениями через волонтёрство?

- В общем, отчет нужно держать серьезный!

- Все отчёты государств публикуются и доступны для ознакомления. А наиболее интересные моменты из отчетов включаются в сводный доклад ЕС о молодежи. Например, изучая информацию доклада о системе признания достижений волонтеров в странах ЕС, можно узнать, что в Португалии введен собственный сертификат для молодых волонтеров, а в Люксембурге разработано молодежное портфолио. Словения, между прочим, отчиталась конкурсом «Волонтёр года».

- Да, забавно! Похоже, диалог с европейским деревом вошёл в жизнь молодежных боссов всерьез и надолго.

- При этом мы поговорили только об одном из восьми его листочков. Я думаю, что европейское молодёжное дерево заслуживает более внимательного изучения. Этим мы в следующий раз и займёмся: поговорим о листике, который отвечает за развитие молодежного участия.

Продолжение читайте здесь...

Начало публикации - здесь...

Предыдущий параграфздесь...

 

Достижения науки электротехника и робототехника.
 

Уставные и отчетные документы СДМ

Уставные и отчетные документы размещены в разделе "Информация об СДМ"

Портал "Молодёжь Петрозаводска" являлся актуальным источником информации о молодежных проектах Петрозаводска и Карелии в период 2009-2015 гг. С широким распространением социальных сетей портал потерял свою актуальность и в настоящее время представляет собой архив публикаций прошлых лет.

Также портал является официальным сайтом Союза детских и молодежных общественных объединений Карелии.

Архив выпусков телепрограммы "После школы"

Медиапроект "После школы" в Контакте