Портал Молодежь Петрозаводска

Вторник
апреля 16
  • Увеличить размер шрифта
  • Стандартный размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
Используйте для расчета платежей за растаможку авто таможенный калькулятор пошлин.
Home Публикации Информационные материалы Денис Рогаткин. Руководителю молодежной телестудии (3)

Денис Рогаткин. Руководителю молодежной телестудии (3)

В своё время известный психолог Л.С.Выготский ввел в оборот термин "зона ближайшего развития".

Что является зоной ближайшего развития для старшеклассников, которые пришли работать в редакции молодежной телепрограммы? Над чем в первую очередь нужно работать руководителю?

Разговор об этом - в новой главе книги Дениса Рогаткина, адресованной руководителям молодежных телестудий.


Денис Рогаткин. Руководителю молодежной телестудии

Главы из книги, которая уже пишется

(предыдущий материал читайте здесь...)

Зона ближайшего развития

Работая с детьми в партнёрстве, мы стараемся сделать наш телевизионный продукт качественным. Обычно я говорю детям, что зритель простит нам всё – и то, что камера временами дрожит, и то, что речь журналиста порою сбивчивая. Простит, если мы его своим сюжетом зацепим, если ему станет интересно. В общем, здесь работает известный принцип – все жанры хороши, кроме скучного.

Поэтому нам не близок подход к телепрограмме как к способу демонстрации детской самостоятельности. «Сюжет, конечно, слабенький, но зато они его полностью сделали сами!» – такое впечатление, что десятки руководителей детских и молодежных телестудий работают по этому принципу.

Вот интересно, а если бы у вас была не детская телестудия, а детская пекарня, то вы бы также исповедовали этот подход? «Батон не вкусный, может быть даже и несъедобный, но зато они его сделали сами!» Так получается? Наверняка вы такой батон выкинули бы, ну или, скрепя сердце, скормили голубям. Но людям есть его точно не разрешили бы! Почему же вы поступаете по-другому с детской телепередачей? Неужели не понятно, что, выпуская в эфир заведомо слабые сюжеты, вы подставляете детей! Тележурналистика – это публичная деятельность, которую каждый вправе оценивать.

Если в результате дети выслушают от окружающих, что их работа, мягко говоря, неудачна – это еще полбеды. Хуже, когда они искренне начинают считать себя большими мастерами. Ну как же, мои сюжеты в телевизоре, я практически Познер! У любого ребенка есть родственники, друзья, знакомые, которые, увидев его на экране, сразу завалят поздравлениями и похвалой. Если еще и педагог этого ребенка ведет ту же линию, то юного тележурналиста остается только пожалеть.

Через минуту-другую после начала просмотра молодежной телепрограммы зрителю становится скучно? Хочется переключить канал? Если да, то это не проблема детей. Это проблема руководителя. Повторю, школьники необходимым уровнем профессионализма для создания интересной программы не могут обладать при всём своем желании! Поэтому ничего другого не остается, как становиться профессионалом руководителю – а больше просто некому.

Наверняка многие спросят: а не получается ли так, что мы, доводя детское творчество до приемлемого уровня, выдаём желаемое за действительное? Люди будут смотреть и думать, что Петя сделал такой классный сюжет сам. А там процентов на 70 – труд руководителя!

Я должен сказать, что никогда не хожу с детьми на сюжеты. Я готовлю их к съемкам, и они идут на площадку сами – но с точным планом, зная, что им нужно делать. Всё то, что они сделали на площадке – это их работа. Из этого мы, собственно, дальше вместе лепим сюжет. Мне кажется, что, самостоятельно выполнив журналистскую и операторскую работу, школьники имеют с полным правом говорить «мой сюжет». Они сделали самую главную работу собственными руками.

Каждый раз наш совместный процесс работы над сюжетом показывает детям горизонт ближайшего развития. Ну например: они пытаются написать закадровый текст сами, а затем видят, как я его «редактирую» – а по сути, переписываю заново. Они сидят рядом и постепенно понимают, почему я делаю это именно так. Почему те моменты в отснятом материале, которые они пропустили, станут изюминками сюжета, и как их включить в логику изложения. Почему нужно взять эти живые, нестандартные синхроны, а не те скучноватые, которые взяли они. И они всё это мотают на ус. Сюжет за сюжетом дети начинают работать интереснее.

Закадровые тексты способны писать редкие единицы старшеклассников. Научить их интересно рассказывать – можно. А вот поставить письменную речь – гораздо труднее. Причины понятны: практически не читают, очень мало пишут, общаются через сеть на специфическом языке Интернета. За многие годы я так и не нашел ключ к решению проблемы закадрового текста. И лишь совсем недавно стал относиться к этому более спокойно. И вот почему.

Некоторые дети, прошедшие когда-то через нашу редакцию, поступают на журфак. Я, кстати, всегда удивляюсь вопросам: «А пошел ли кто-то из ваших учеников в журналисты?» Это должно происходить само собой, просто статистически! Если старшеклассник нашел себя в какой-то деятельности, почувствовал, что он в ней успешен, то есть большая вероятность того, что он так или иначе будет связывать с ней свою дальнейшую карьеру. В этом вообще нет никакой заслуги руководителя детской редакции, и уж тем более это не является показателем качества работы.

Когда мы много ходили в походы, из наших выпускников выросло несколько инструкторов-туристов. Когда занимались школьным самоуправлением и правозащитой – выросло из этих ребят некоторое количество юристов, политологов и менеджеров. Один даже подался в стратегические консультанты. Соответственно, некоторая часть наших детей из телепрограммы пошли в журналисты и пиарщики, ничего удивительного в этом нет. Хотя это никогда не являлось нашей целью. Мы просто делаем вместе с ними телепрограмму, а уж как распорядиться полученным опытом – это их личное дело.

Так вот о закадровых текстах. Этим летом в период отпусков штатных сотрудников в информационных редакциях местных телеканалов проходили практику студенты журфака. Среди них было двое наших ребят. Причем один из них не дошел с нами до выпускного класса – покинул редакцию гораздо раньше. Тем не менее, я увидел существенную разницу между сюжетами наших бывших детей и сюжетами их сокурсников. При общих равных условиях – а понятно, что с ними  работали одни и те же редакторы – сюжеты наших юношей были грамотно выстроены, имели крепкую структуру, интересные зацепки и… вполне приличные закадровые тексты! Когда лето закончилось, я не удивился тому, что эти двое продолжили работать на региональном телеканале, и мы смотрели их сюжеты с завидной регулярностью.

Это означает, что наши труды не прошли даром. Просто юношам нужно было немного подрасти, чтобы суметь самостоятельно взять ту планку, к которой они еще только приглядывались в школьные годы.

 

Людям, которые приходят к руководству молодежными телестудиями, не будучи педагогами, важно вовремя избавиться от идеальных представлений о детях. «Они такие искренние и непосредственные, им будет так легко брать интервью!» Или: «Дети такие любознательные, им всё интересно, они принесут столько новых тем!»

В реальности вы увидите, что дети вообще не умеют вести разговор. Далее вы обнаружите, что они не умеют писать. И – о ужас! – они не умеют читать!!! «Ну как же так, техника чтения всегда была в начальной школе, почему же они не могут прочитать без запинки и с выражением хотя бы один абзац?»

Будьте готовы: в исполнении современных подростков вам не суждено увидеть трогательных телевизионных историй о том, как выглядит жизнь, если смотреть на неё незамутненным детским взглядом. Зона ближайшего развития для ваших подопечных будет очень простой. Для начала – научиться читать вслух.

Однажды к нам в гости приехала съемочная группа регионального телеканала, чтобы записать передачу о поездке нашей редакции в Германию. Дети были уже не новичками – кто-то проработал год, кто-то два или три.

Журналисты попросили посадить кого-то из детей к микрофону, чтобы записать синхрон о том, как мы начитываем закадровые тексты. Каково же было их удивление, когда они увидели реальный процесс! Девочка спотыкалась через предложение, неверно расставляла паузы и ударения. Чтобы начитать этот абзац, мы рисовали «партитуру» – интонации стрелочками вверх и вниз, паузы вертикальной чертой, нажим на ключевые слова подчеркиванием. Репетиции, повторы, и наконец – результат: она прочитала-таки искомый абзац.

«Неужели вы столько времени тратите с каждым сюжетом? – опешили  наши взрослые коллеги. – Мы-то думали, она сядет к микрофону и легко всё начитает…» Слышали бы они, как она читала свой самый первый текст!

Когда вы научите детей читать, набирать на съемках необходимое количество картинки, вылавливать на событии героев для интервью и задавать им вопросы (да-да, заранее написанные на бумажке!), можете переходить к следующей стадии работы.

Теперь их зона ближайшего развития – общение. Научиться более свободно держаться перед камерой, записывать стендапы, брать интервью. И после этого, может быть, вам хватит времени на то, чтобы научить их подмечать самое интересное, придумывать идеи, структурировать материал и писать собственные тексты. А может быть, через несколько лет они научатся этому без вас, если это станет необходимо им самим.

 

«Так может быть, набрать более продвинутых детей?» – предложат люди, набившие руку на телевидении, но имеющие смутное представление о педагогике. «Всего-то и требуется – провести кастинг!»

Друзья, кастинг будет работать только в том случае, если в ваши двери подростки просто ломятся, а вы не знаете, как от них защититься! Представление о том, что дети горят желанием заниматься телевидением – тоже из серии заоблачных фантазий. Никто к вам не будет ломиться, даже и не мечтайте!

Мы никогда не проводили кастинги, но иногда набирали ребят в некоторые наши лагеря по конкурсу. Не потому, что не было отбоя от желающих, а для того, чтобы еще на берегу проститься с теми, кто не до конца понимает, куда он собрался ехать.

В 2005 году мы выиграли грант на проведение двухнедельной летней школы тележурналистики в Финляндии. Естественно, проводили конкурсный отбор. Что заставило родителей привести своих детей на этот конкурс? Тележурналистика? Как бы ни так: возможность практически бесплатно отправить ребенка в Финляндию!

И вот мы отобрали нужное количество детей и поехали. В первую же ночь группа одарённых подростков перевернула вверх ногами финский биотуалет, стоявший на окраине базы около озера. Они тусовались ночью в этом месте и, видимо, решили повеселиться. Утром финский начальник базы принес мне эту горестную весть: «И что же теперь делать, как же нам быть? Кто же это будет отмывать?» – сокрушался он. «Брат, не волнуйся! Через двадцать минут всё будет окей!» – ответил я, взял ведро и швабру и отправился на борьбу с фекалиями. Этот красноречивый пример доказывает: даже десять лет педстажа не спасают тебя от собственной глупости.

Через два года у нас вновь появилась возможность провести летнюю школу ТВ в Финляндии. Теперь мы стали умнее: отобрав кандидатов по конкурсу, сначала провели с новичками неделю на нашей базе в Лучевом. Адаптация, освоение новых правил жизни спокойно прошли на родине, всего лишь в тридцати километрах от дома. И мы на этот раз имели возможность заниматься в Финляндии делом – с большим удовольствием общались с финскими школьниками, снимали сюжеты об экологии и о жизни финской молодежи.

За все эти годы мы не обнаружили никакой разницы в стартовом уровне детей, – когда мы их набирали по конкурсу или когда они приходили без какого-либо отбора. Так что никуда вам не деться от того, чтобы учить их читать.

Не ждите, что к вам придут «маленькие звёздочки». Дети, ориентированные на легкий успех, постоянно ожидающие от взрослых восторгов в свой адрес, никогда не будут делать с вами телепрограмму. Это требует, в их понимании, непомерных усилий. Они привыкли, что ситуация успеха стоит дёшево и не готовы платить за неё втридорога.

Для того, чтобы у вас что-то получилось, вам нужна нормальная, работоспособная детская группа. Если хотите – команда. Самое время вернуться к правилам игры и поговорить о том, как такую команду создать.

Использованы фото участников Летней

школы тележурналистики в Финляндии, 2005 г.

Продолжение читайте здесь...

 

Достижения науки электротехника и робототехника.
 

Уставные и отчетные документы СДМ

Уставные и отчетные документы размещены в разделе "Информация об СДМ"

Портал "Молодёжь Петрозаводска" являлся актуальным источником информации о молодежных проектах Петрозаводска и Карелии в период 2009-2015 гг. С широким распространением социальных сетей портал потерял свою актуальность и в настоящее время представляет собой архив публикаций прошлых лет.

Также портал является официальным сайтом Союза детских и молодежных общественных объединений Карелии.

Архив выпусков телепрограммы "После школы"

Медиапроект "После школы" в Контакте