МП продолжает публикацию глав из новой книги, адресованной руководителям детских и молодежных телестудий.
Если согласиться с тем, что детское телевидение - это игра в настоящее телевидение, то каковы правила этой игры? Об этом пойдет речь во второй главе книги с рабочим названием "Руководителю молодёжной телестудии".
Денис Рогаткин. Руководителю молодежной телестудии
Главы из книги, которая уже пишется
(предыдущий материал читайте здесь...)
Правила игры
Будет справедливо с самого начала сделать следующее заявление: то, чем мы занимаемся с детьми – это не телевидение, а игра в телевидение. Телевидение – занятие, требующее крепкого профессионализма, которого у школьников нет и не будет, как бы мы ни старались. Поэтому мы склонны не задирать нос и оценивать своё «детское творчество» адекватно.
Собственно, всё детское творчество можно смело отнести к игре. Детский театр – это игра в театр, детская поэзия – это пробы пера, своего рода игра в настоящую поэзию, детское конструирование – игра во взрослых изобретателей.
Определение как игры того, чем мы занимаемся, вовсе не является обидным и нисколько не принижает значения нашего дела. Игра, как известно, дело серьезное, и именно в игре растущий человек чаще всего приобретает важные для себя качества и умения, которые остаются с ним во взрослой жизни.
Игры в детскую тележурналистику бывают различными – в зависимости от того, какие установить правила. Наиболее часто встречается игра в обучение тележурналистике. Дети слушают лекции, посещают тренинги маститых режиссеров и операторов, с умными лицами что-то записывают… Только вот создание силами детей реального телевизионного продукта правилами этой игры не предусмотрено. Максимум – зачетная работа учебного характера, не предназначенная для эфира.
Встречаются и другие вариации. Например, такие правила игры, согласно которым привлекательные возможности предоставляются по прейскуранту. Это, скорее, игра не с детьми, а с родителями и их амбициями. «Хотите, чтобы ваш ребенок попал на телеэкран? Пожалуйста-пожалуйста! Только сами понимаете, телевидение – дело дорогостоящее, так что познакомьтесь со стоимостью наших услуг. Если Ваше желание после этого только окрепнет, следуйте прямиком в кассу!»
Я не стану упражняться в составлении свода всевозможных правил игры в детскую тележурналистику. Лучше расскажу о наших правилах.
Правило №1. Никаких учебных проектов! Только реальный продукт для телеэфира!
Для нас это правило является само собой разумеющимся. В нашей организации мы всегда занимались с детьми каким-то делом – неважно, простое оно или сложное. Лагерь, поход, благотворительная акция, спектакль или телепрограмма – мы не учимся всему этому, а просто это делаем.
Многие люди, которые придерживаются иных взглядов в педагогике, призывают нас следовать традиционной логике: ну как же так, детей нужно сначала научить, иначе они не справятся! Хотя бы годик поучите журналистике, режиссуре, операторскому мастерству, а уже потом бросайте в воду. То, что научиться плавать без воды невозможно, они, вроде как, тоже понимают. Но в их последовательной логике эта аксиома почему-то отсутствует.
Мы работаем в учреждении дополнительного образования и глубоко убеждены в том, что именно образованием мы и занимаемся. Нам близка позиция корифея неформальной педагогики и известного барда Владимира Ланцберга, который говорил, что настоящая педагогика – не видна. Если идёт явное обучение – урок, занятие; или явное воспитание – например, классный час, то можно сразу же сказать, что эффективность такого образования будет не высока.
Напротив, если дети делают что-то сами, то они учатся гораздо быстрее. Секрет в том, что дело, которым они действительно хотят заниматься, само заставляет их обучаться. Два-три эпизода реальной работы позволяют им освоить всё то же самое, что они осваивали бы в течение нескольких месяцев учебных занятий.
Правило «Только реальный продукт для телеэфира» задает нашей работе конкретные и жесткие рамки. Мы знаем, что каждую неделю должны выдать в эфир очередной выпуск «После школы». На этом конвейере нам просто некогда заниматься никакими «учебными проектами», даже если мы бы этого неожиданно захотели!
А значит, у нас должна быть не группа учащихся, а детская редакция, которая может ритмично и без сбоев выдавать готовый продукт – телепрограмму. Это то, что Ланцберг вслед за Макаренко называл детским производственным коллективом. Оба корифея считали такой коллектив лучшим средством воспитания и обучения.
Правило №2. Сначала – практика, потом – теория. Не наоборот!
Если кто-то спрашивает нас: «Можно ли прийти к вам заниматься тележурналистикой?» – то мы отвечаем, что вообще-то мы тележурналистикой не занимаемся. Но если ты хочешь делать вместе с нами телепрограмму, то приходи к нам в редакцию, двери открыты.
Новичок приходит на сбор редакции и попадает на обсуждение очередного выпуска, который накануне был в телеэфире. С этого момента он и начинает знакомиться с теорией, сам того не замечая. Слушает других, высказывается сам, и постепенно осваивает правила создания телепрограммы. Если хочет узнать больше – в рабочей группе редакции в Интернете размещены учебные материалы. Читай, используй в работе.
На ближайший сюжет новичок отправляется в качестве стажера. Журналист и оператор делают на сюжете свою работу, а стажер берет вторую камеру и посильно участвует в этом процессе. Материал, который он отснял, обычно идет в корзину. Но бывает и наоборот: стажер как-то умудрился понять те простые напутствия, которые ему дали перед выходом на площадку, а штатный оператор, наоборот, прохлопал ушами. Так уже через неделю-другую после появления в редакции есть шанс увидеть результаты своей работы в эфире, а своё имя – в титрах передачи.
Учебу мы, конечно, проводим. Как правило, в виде тренингов, которые длятся 2-3 дня и проходят на каникулах. Содержание тренингов мы разрабатываем в зависимости от того, что конкретно в данный момент нужно редакции.
Правило №3. Можно с чем-то не справиться, но подводить – нельзя!
Главное, чего мы требуем от всех членов редакции – это выполнения взятых на себя обязательств. Ты можешь не справиться с написанием закадрового текста, будучи журналистом, или не набрать хорошей картинки на сюжете, будучи оператором, или впасть в ступор, монтируя сюжет. Во всех этих случаях тебе помогут довести дело до конца и исправить всё то, что у тебя не получилось.
Нельзя одного – подводить. Мы сразу же приучаем к тому, что неявка на сбор редакции без предупреждения – недопустима. Постепенно дети приучаются не только заранее предупреждать о чем-то, но и управлять своим временем в целом.
У нас практически не бывает таких экстремальных случаев, когда журналист или оператор не являются на съемку. Хотя случается, что дети берут себе какой-то сюжет, а потом неожиданно выясняют, что в это же время у них репетитор или какая-нибудь другая подобная напасть. Мы относимся к этому как к процессу обучения тайм-менеджменту. Если дети заранее предупреждают, что вышла накладка, то как правило находятся те, кто может их заменить.
Самые забавные эпизоды связаны с забытыми кассетами. Однажды мы должны были записывать молодежное ток-шоу. Оператор пришел на место съемки, стал проверять камеру и с ужасом понял, что забыл взять кассеты! Отличная спортивная форма оператора позволила ему минут за 15 добежать до студии, схватить кассеты, вернуться обратно и немедленно приступить к работе.
Другой телевизионный деятель однажды забыл кассеты с отснятым материалом… в Швеции. Мы снимали молодежные организации и центры Стокгольма, и во время последней встречи, одеваясь в гардеробе, журналист ненадолго положил кассеты рядом с собой, на скамейку. Оделся, встал и пошел. Кассеты остались лежать. Выяснилось это, конечно же, только в России. После нашего письма шведы нашли эти кассеты, и через неделю другая петрозаводская группа привезла их домой.
Я сам однажды забыл ноутбук с отснятым материалом в Норвегии, на контроле безопасности аэропорта. Ноутбук нужно было выложить в лоток, а сверху я поставил еще один лоток – с ботинками. После прохождения контроля я забрал ботинки из верхнего лотка, надел их и ушел, забыв о том, что ниже был еще лоток с ноутбуком. И тоже обнаружил пропажу только в России. К счастью, служба забытых вещей аэропорта Осло сработала без сбоев: ноутбук оказался там. Его переслали в Финляндию, и уже оттуда один из моих выпускников привез его в Петрозаводск.
Мы можем строго спрашивать друг с друга за разные ляпы и сбои, но никогда не устраиваем из-за них истерик. Однажды возвращает мальчик камеру, а накамерный микрофон оторван, с мясом. То ли камеру уронил, то ли по чехлу ногами прошелся – это так и осталось загадкой. И ничего, уцелел этот мальчик.
А вот если человек подводит – это уже совсем другой разговор. Здесь всё просто: не хочешь работать в редакции – не работай, это дело добровольное. Найди себе другое интересное занятие в жизни, мы только пожелаем тебе всяческих успехов!
Прежде всего, выполнение обязательств касается дедлайнов. Если мы договорились, что план съемки должен быть готов в понедельник, то это должно быть выполнено. План может быть слабым, недоработанным – но он должен быть! Тогда его можно улучшить вместе. Но если ты не выполняешь своих обязательств в принципе, то и помочь тебе – невозможно!
Первое, чему учит работа в редакции – ответственности за общее дело. Все понимают, что если ты не выполнил своей работы, то ты можешь сорвать эфир. Как иногда мы шутим, «и будем мы вместо твоего сюжета показывать в эфире комбинацию из трёх пальцев»…
К правилам мы еще вернемся, а пока немного поговорим об участниках нашей игры. Кто, собственно, в неё играет?
Многие почему-то убеждены, что в эту игру играют только дети – как малыши в песочнице. Как любят говорить сентиментальные педагогические дамы, «это они всё сами».
Вера в недюжие творческие силы детей особенно крепка у жюри конкурсов для юных тележурналистов. «Ах, в сюжете Васи Петрова такой профессиональный текст! И это в 12 лет! Ах, сюжет Пети Сидорова так грамотно выстроен! А он вообще в третьем классе! Вот ведь вундеркинды какие в провинции растут!»
Почему-то очевидная для всех нормальных людей истина о том, что за любым продуктом детского творчества стоит педагог, для жюри подобных конкурсов находится за гранью понимания. Коллеги, неужели вам трудно, с вашей-то креативностью, абстрагироваться от сюжета как цельного продукта и вычленить из него ту работу, которая действительно сделана самим ребенком? Ведь понятно, что её-то и нужно оценивать! Если работы ребенка как журналиста (или оператора) в сюжете нет вообще, то и разговаривать не о чем!
Мы, напротив, открыто заявляем о том, что в детскую тележурналистику мы с детьми играем вместе. Мы никогда никому не говорим: «Ах, полюбуйтесь, эту программу (сюжет, фильм) дети сделали сами!» Не говорим, потому что это будет, мягко говоря, неправдой. Всё, что мы делаем – это наш совместный продукт. Дети вкладывают в него ровно столько, сколько они в реальности способны вложить. То, что они не могут, не умеют – заполняю я как руководитель редакции. И этого не только никто не скрывает, но и наоборот – это является абсолютной нормой, принципом работы. Моя линия в этом тандеме проста: чтобы постепенно они брали на себя всё больше и больше, а мне оставляли всё меньше и меньше.
В теории позитивного развития молодежи это называется партнёрством молодежи и взрослых. Исследователи доказали, что именно работа в партнерстве со взрослыми наиболее значима для социального становления молодых людей. Прекрасно, если они работают полностью самостоятельно. Но если они делают что-то вместе со взрослыми, то они гораздо быстрее перенимают их опыт.
Когда мы собираем состав редакции, нам не важны способности детей в сфере журналистики. Их желание, готовность работать и обязательность для нас гораздо важнее. Если ребенок готов вкладывать свой труд в создание телепрограммы и делает это честно, то из этого обязательно что-нибудь получится. А то, чему он пока еще не научился, становится для него, по Выготскому, зоной ближайшего развития.
Использованы фото участников
Летней школы тележурналистики-2011
Продолжение читайте здесь...
< Предыдущая | Следующая > |
---|