Портал Молодежь Петрозаводска

Пятница
марта 29
  • Увеличить размер шрифта
  • Стандартный размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
Используйте для расчета платежей за растаможку авто таможенный калькулятор пошлин.

Вам и не снилось

Новый параграф "Настольной книги для тех, кто отвечает за молодёжь" написан в стиле мемуаров.

Автор пытается доказать, что в нашей стране было «такое молодёжное участие, которое в мире никому даже и не снилось».


Денис Рогаткин

Вам и не снилось

Кажется, что юность была еще вчера. Но почему-то люди вокруг тебя становятся моложе и моложе. И ты всё чаще начинаешь диалог с ними фразой старших поколений всех времен и народов: «А вот мы в ваши годы…»

Каждое следующее поколение убеждено в том, что оно было «ого-го», а те, кто идёт за ним – вовсе не нюхали пороху. Не исключено, что ты еще раз убедишься в этой истине, прочитав следующие несколько страниц. Не обессудь! Я попытаюсь объяснить, почему в нашей стране было «такое молодёжное участие, которое в мире никому даже и не снилось».

Почему я заговорил об этом именно сейчас? Причин – две. Во-первых, после этого ты поймешь, чем вызвана моя ирония по поводу современных форм молодёжного участия. А во-вторых, я убежден в том, что оглядываясь назад, в СССР, нам нужно видеть не комсомольские стройки и пионерские галстуки, а мощное педагогическое новаторство, которое сумело пробиться не благодаря, а вопреки официальной линии. Многие идеи, которые появились в те времена, успешно работают до сих пор и дают ответы на современные молодёжные проблемы. Жаль, что свой собственный опыт мы знаем только понаслышке!

- Ну так давай, делись!

- Как и обещал, начну с мемуаров. Середина 1980-х, я заканчиваю восьмой класс – это всё равно, что нынешний девятый – и готовлюсь ехать комиссарить в школьный лагерь актива.

- Что ты готовишься делать – комиссарить?

- В лагерях актива, которые работали в традициях полузапретного коммунарского движения, не было вожатых и воспитателей – там были комиссары. Я готовился ехать комиссаром отряда. Лагерь пионерского актива нашей школы должен был пройти в одном из карельских совхозов. В первой половине дня в таких лагерях работали на совхозных полях, и этим трудом обеспечивали себе пропитание. А после обеда – школа актива, творческие дела, диспуты и всё остальное.

- Восьмой класс – это 15 лет. И в этом возрасте ты руководил отрядом.

- У нас это называлось «стоять на отряде». Да, я стоял на отряде!

- До Гайдара, который командовал полком в 16 лет, ты, конечно, не дотянул. Но что-то героическое всё-таки в этом есть!

- Погоди, история только начинается. Пока я только готовлюсь к лагерю. И в этот момент старший пионервожатый нашей школы получает приглашение от обкома комсомола поехать в Польшу – познакомиться с опытом польских харцеров.

- Это, кажется, что-то вроде скаутов?

- Ну да, харцеры появились 100 лет назад как польский вариант скаутинга, но продолжали существовать и в социалистической Польше. Конечно, в это время они были вынуждены стать более похожими на советских пионеров.

- И вот твой пионервожатый собрался ехать с ними знакомиться.

- Да, но сроки поездки совпали со сроками лагеря. И он спрашивает у меня: «Что делать? Ехать или не ехать?»

- О, консультации с молодежью!

- Друг, только не смеши меня! Если бы мы фиксировали каждый наш разговор, в котором мы вместе решали, что будем делать, то никакого «журнала консультаций» не хватило бы!

- Я смотрю, вы находились на одной из верхних ступенек Лестницы Харта – вы совместно принимали решения!

- Всё, перестань изображать прилежного ученика! Так вот, как ты понимаешь, об отмене лагеря актива не могло быть и речи. И я сказал своему старшему товарищу: «Конечно, езжай, а лагерь мы проведём сами».

- Получается, что ты готовился стоять на отряде, а в итоге стоял на лагере?

- Да, так и получилось. Перед отъездом в Польшу вожатый сказал мне: если вдруг будет проблема с совхозом, иди в обком комсомола.

- Какая могла быть проблема с совхозом? Ведь о лагере уже договорились?

- Понимаешь, работа школьников заключалась в прополке турнепса. Ты знаешь, что такое турнепс?

- Не-а!

- Это такая репка, которую выращивали, чтобы кормить скот. Турнепс нужно было пропалывать от сорняков. Но он ведь мог к сроку лагеря и не вырасти. Что, естественно, и произошло.

- Не вырос турнепс? Это же катастрофа!

- Об этой катастрофе мне поведал ныне легендарный Павел Оскарович Корган – директор нашей школы. Сейчас школе присвоено его имя.

- Он вызвал тебя и сказал, что лагеря не будет?

- Павел Оскарович сказал: звонил совхоз, сообщил, что турнепс не вырос, лагерь принять не могут. И спросил: что будем делать? А до начала лагеря оставалось около недели.

- И тут ты рассказал про обком комсомола.

- Да. Директор сказал: ну что ж, сходи, попробуй. Я пошел в обком, нашел человека, который отвечал за сельскую молодёжь. Передал привет от своего вожатого и попросил найти для лагеря новый совхоз. Дня через три-четыре новый совхоз был найден, и мы поехали в лагерь.

- А как же другие оргвопросы? Заключение СЭС, согласование с ГИБДД, трудовые книжки?

- Ничего этого было не нужно! Да, СЭС могла приехать в лагерь, но это была проблема совхоза, а не наша. Автобус за нами тоже присылал совхоз, и никаких согласований с ГАИ ему не требовалось. Автоматически вслед за приездом школьного лагеря совхоз получал дотацию на питание, которая покрывала 50% расходов. Остальное зарабатывали на полях. Продукты на кухню тоже поставлял совхоз, списывая с суммы зарплаты их стоимость.

- А как же трудовые книжки?

- Какие там книжки! Никто даже не проверял возраст детей! У нас в лагере работали на полях дети 11-13 лет, и никому бы в голову не пришло защищать их от эксплуатации! Мы были счастливы, что растём без этого бреда!

- Ну а всё-таки, взрослые у вас в лагере были?

- Конечно, директор школы не мог отправить группу без педагога. Но педагог был запланирован с самого начала. Ведь кто-то должен был готовить еду! В качестве повара с нами должна была поехать учительница английского языка. А к ней впридачу – две студентки, которым нужно было пройти летнюю практику. Так что взрослые в лагере были, и они провели эти 10 дней в основном возле кухни.

- И что, всё прошло гладко?

- Пионервожатый оставил мне несколько запечатанных конвертов. На каждом из них была инструкция – когда его следует вскрыть. Первый конверт нужно было прочитать на СК после первого полного дня.

- На СК?

- СК – это совет комиссаров. После того, как день закончен, дети ложатся спать, а комиссары собираются на совет. Проговаривают педагогические итоги дня и расставляют акценты на завтра. Как ты понимаешь, комиссарили на отрядах у нас ребята, которым было по 14-15 лет.

- И вот, вы вскрыли конверт. И что же вы прочитали?

- Это было очень смешное послание. По указанию пионервожатого, я должен был его читать и выдерживать паузы там, где это было обозначено. Он приветствовал каждого из нас, при этом точно предугадав те реакции, которые последуют во время паузы. Кто-то во время паузы прореагирует на обращенное к нему приветствие, а письмо отвечает на это следующей строчкой. Он вёл через это письмо шуточный диалог так, будто находился с нами в одной комнате. Мы буквально катались по полу!

- Да, уважаю! Но были и еще конверты. Что оказалось в них?

- Я уже не помню. Хотя, возможно, они до сих пор хранятся в моём архиве. Помню точно, что мы не вскрыли один-единственный конверт – с надписью «Если всё совсем плохо».

- Какова его судьба?

- Я отдал его пионервожатому, когда он вернулся из Польши. На моих глазах он этот конверт порвал. Так что его содержимое осталось тайной.

- Неужели во время лагеря не возникло никаких загвоздок?

- Они, конечно, были. Причем самые смешные. Например, мы забыли взять удлинители и кипятильники. Не в чем было вскипятить чай на СК. Пришлось импровизировать: отрезали шнур от радиоточки и сделали самодельный кипятильник. Но после этого возникла вторая проблема. Выяснилось, что забыли и будильник. Радиоточка, оставшаяся без шнура, конечно, не работала, и гимн Советского союза разбудить нас в шесть утра уже не мог. Поэтому почти каждый день в лагере начинался с крика «проспали!» Опаздывать было нельзя, поскольку за нами приезжал совхозный автобус и отвозил нас на поле.

- В общем, у тебя была отличная возможность набить свои шишки.

- Во всяком случае, кипятильники и удлинители я больше не забывал никогда!

- Ну, хорошо. Твой самостоятельный лагерь после восьмого класса наверняка не был последним подвигом Геракла?

- Дружище, это не подвиги Геракла, а нормально работающая система. Через неё прошли очень многие, и у каждого есть об этом свои истории. Расскажу еще одну. Когда я учился в девятом классе, мы планировали провести коммунарский лагерь на весенних каникулах. Так получилось, что к нам собрались приехать гости из других регионов, и мы поняли, что нас будет слишком много. И тогда всё тот же пионервожатый предложил: проведем параллельно два лагеря! В итоге я поехал комиссарить в один лагерь, а он – в другой. Мой лагерь проходил в школе города Кондопога. Там было 80 человек. А мой старший товарищ поехал в небольшую сельскую школу – у него в лагере было 40 человек.

- А почему он не поехал туда, где больше участников? Больше людей – больше забот.

- Да потому что он понимал, что я с этим справлюсь. И осознавал, что для роста человеку нужно давать возможность реализовывать всё более сложные задачи. Вот он и предоставил мне этот фронт работы.

- Да, это хорошая школа. Похоже, твой вожатый был грамотным лидером. Кстати, как прошла его поездка в Польшу?

- Знакомство с харцерами пригодилось ему очень скоро. С начала 1990-х скаутинг стал делом его жизни. Он создал городскую скаутскую организацию, а затем и региональную. А сейчас – еще и координирует скаутскую организацию российского уровня. И самое интересное: наши пути с ним не разошлись до сих пор. Он работает директором Детско-юношеского центра, а я тружусь у него заместителем. Зовут его Сергей Воздвиженский.

- Да, интересная история. И все-таки вернемся к вашим пионерским временам. Откуда у молодого вожатого Воздвиженского был этот опыт? Он ведь не знал таких слов, как молодежное участие?

- Опыт он получил в коммунарстве. В школьные годы он входил клуб старшеклассников «Товарищ» при газете «Комсомолец». Этот клуб вёл на общественных началах журналист Евгений Давыдов – один из отцов-основателей коммунарского движения Карелии. Пионервожатому Воздвиженскому не пришлось ничего изобретать с нуля – главному он научился в «Товарище». Это была основа, без которой его собственная педагогическая линия была бы невозможна.

- Да, жалко, что эта школа осталась в прошлом.

- То, что она осталась в прошлом – с этим, конечно, можно согласиться. Но можно и поспорить. Многие методы, которые были рождены в коммунарстве, унаследовали современные организации. Например, именно коммунарство ввело систему вечерних «огоньков» – обсуждения итогов дня во время лагеря. Во время огонька каждый человек высказывается по кругу, и все стараются услышать его мнение. На вечернем огоньке можно поднять любой вопрос, любую проблему, и все вместе принимают решения. Вечерний огонёк обладает высшей властью – руководитель оставляет за собой только вопросы безопасности. На огоньке участники лагеря могут изменить план следующего дня или, например, объявить кому-то предупреждение за недоброжелательность. Решения принимаются голосованием.

- По-моему, это называется демократия!

- Не исключено! Но всё-таки главное на огоньке – это не процедура принятия решений. Во время огоньков группа сама себя регулирует: ребята лучше осознают общие проблемы, фиксируют удачные моменты, разрешают конфликты, ставят цели на следующий день. Происходит рост и всего коллектива, и каждого ребенка. Хороший комиссар готовится к огоньку в течение всего дня: подмечает какие-то моменты и откладывает на полочку – для огонька. Огонёк очень важен для формирования доверия в группе. Здесь учатся говорить о своих ошибках, критиковать, принимать критику, благодарить, поддерживать…

- Пора проводить курсы повышения квалификации на тему «Как проводить огонёк».

- Да, не помешало бы! Одним из самых больших удивлений для меня было то, что у наших финских коллег вечерние огоньки не проводятся вообще! Завершается последнее мероприятие, – а затем сауна и свободное общение. Ты понимаешь, что это прямое следствие того, что коммунарства в Финляндии не было?

- Да, не удалось им пожить в СССР!

- Вот поэтому правильным я считаю такой путь: берем современные концепции, принятые во всем мире, и наполняем их нашим отечественным опытом. Как опытом прошлых лет, так и современным. Вот тогда у нас будет чему поучиться!

Продолжение читайте здесь...

Начало публикации - здесь...

Предыдущий параграфздесь...

Достижения науки электротехника и робототехника.
 

Уставные и отчетные документы СДМ

Уставные и отчетные документы размещены в разделе "Информация об СДМ"

Портал "Молодёжь Петрозаводска" являлся актуальным источником информации о молодежных проектах Петрозаводска и Карелии в период 2009-2015 гг. С широким распространением социальных сетей портал потерял свою актуальность и в настоящее время представляет собой архив публикаций прошлых лет.

Также портал является официальным сайтом Союза детских и молодежных общественных объединений Карелии.

Архив выпусков телепрограммы "После школы"

Медиапроект "После школы" в Контакте