Портал Молодежь Петрозаводска

Суббота
апреля 27
  • Увеличить размер шрифта
  • Стандартный размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
Используйте для расчета платежей за растаможку авто таможенный калькулятор пошлин.
Home Публикации Информационные материалы Ступени молодёжного участия

Ступени молодёжного участия

В новом параграфе "Настольной книги для тех, кто отвечает за молодежь" мы поговорим о молодежном участии.

Во всем мире идея молодежного участия уже давно прошла свой пик популярности, а для нас она - еще в новинку.

 


Денис Рогаткин

Ступени молодёжного участия

40 лет назад в словаре молодежных работников некоторых стран появилось выражение «молодежное участие». Постепенно оно распространялось всё  шире, и в итоге около двадцати лет назад концепция молодежного участия стала общепризнанной.

Можно сказать, что принцип молодежного участия вошел в число аксиом молодежной политики. Последние 15 лет без него не обходится ни одна мало-мальски значимая молодёжная стратегия. Правда, не у нас. В российских стратегиях термин «молодежное участие» не употребляется ни разу!

Концепция молодёжного участия появилась под влиянием широко распространённой идеи общественного участия. Термин «общественное участие» в нашей стране, к счастью, известен. В противовес демократии голосования, при которой участие граждан в управлении ограничивается явкой на избирательные участки, демократия участия выступает за постоянную вовлеченность людей в процесс принятия решений. Согласно этому подходу, власть должна сделать свою работу прозрачной – постоянно консультироваться с гражданами, учитывать их мнение по всем вопросам и быть открытой для предложений с их стороны.

Молодежное участие выдвигает на первый план необходимость диалога с молодежью. Одна из его главных идей выражена в лаконичной формуле:

Никаких решений о молодежи без самой молодежи!

Сторонники молодёжного участия исходят из того, что «лучший эксперт по молодёжи – это сама молодёжь». Что нужно молодежи, лучше всего знают сами молодые люди. Поэтому во всём, что делается для них или вместе с ними, следует учитывать их мнение. То есть консультироваться с молодежью и принимать решения вместе с ней.

Однако концепция молодежного участия не сводится лишь к необходимости внимательно слушать молодежь. Участие – это более широкое понятие. Оно нацеливает на вовлеченность молодежи во все стороны жизни общества. Принцип молодёжного участия рассматривается как универсальный, то есть применяемый везде: и в школе, и дома, и в молодежном клубе, и даже в глобальном масштабе. Молодёжное участие – это призыв к преодолению изолированности молодежи, установка на сотрудничество с ней.

- Сотрудничество? Было и у нас что-то подобное, припоминаю. Так и называлось – педагогика сотрудничества. Соловейчик, Амонашвили, Никитины… Это направление заявило о себе в 1980-х годах, тридцать лет назад. Не так-то сильно мы отстали от остального мира!

- Отстали?! У нас было такое молодёжное участие, которое в мире никому и не снилось! Только мы не знали, что оно так называется. Что касается педагогики сотрудничества, то в этом ты совершенно прав. В 1980-х годах педагогика сотрудничества объединила под своим флагом практически всех педагогов-новаторов тех лет. Они были очень разными людьми: кто-то замечательно преподавал математику, как Шаталов, а кто-то занимался семейным воспитанием, как супруги Никитины. Но все они верили в возможности ребенка: они – огромны, нужно только помочь их раскрыть. Идеи педагогики сотрудничества и молодежного участия во многом созвучны. И оба этих понятия настолько объёмны, что им трудно дать простое определение. Но без определения молодежного участия нам всё-таки не обойтись.

Молодежное участие – вовлеченность молодых людей в окружающую жизнь на всех уровнях. Такая вовлеченность должна быть активной, информированной и добровольной.

- Получается, что если молодые люди участвуют в чем-то не активно или не добровольно, то это – ненастоящее участие?

- Именно так! Чтобы отличить настоящее участие от фальшивого, молодежные работники используют универсальный инструмент – лестницу.

- Что-что? Лестницу? По принципу «сверху лучше видно»?

- Ага! С помощью лестницы Харта видно практически всё. В 1992 году американский социолог, профессор Роджер Харт разработал «лестницу молодежного участия». Состоит лестница из восьми ступеней. Три нижних ступени лестницы – это не настоящее участие, а его подмена.

- Начнём с первой скользкой ступеньки?

- Первая ступень называется манипуляция. Пример манипуляции может быть таким: взрослые сами придумывают какой-то проект, но выставляют вместо себя молодежь, чтобы преподнести его как молодёжную инициативу. Ради победы в каком-нибудь городском конкурсе или для получения гранта.

- Это нам очень хорошо знакомо! Сидит тётенька, крыльями машет и приговаривает: «Это всё они сами придумали!» А потом поворачивается к одному из учеников, которых она привела с собой, и спрашивает у него: «Правда, Пе-е-етя?» И Петя трясёт головой сверху вниз, как кролик перед удавом.

- Я думаю, вторая ступень лестницы Харта тоже будет хорошо узнаваемой. Она называется декорация. На этой ступеньке молодые люди выполняют какие-то действия, но не понимают, зачем. Например, по команде учителя надевают футболки с логотипами и идут на какую-нибудь акцию, о которой они имеют весьма смутное представление. Зато потом можно будет указать в отчетах, что класс принимал в ней участие.

- Такое впечатление, будто американский профессор Харт побывал у нас на стажировке!

- Не беспокойся, у них этого добра – тоже хоть отбавляй! Третья ступень лестницы называется имитация. В отличие от предыдущих двух ступеней, взрослые уже просят молодых людей высказать своё мнение. Но при этом ребята точно знают, какого ответа от них ожидают. Они не имеют реальной возможности сказать то, что думают на самом деле. Формально взрослые спрашивают их мнение, а фактически – имитируют этот процесс.

- Как говорил дедушка Ленин, «по форме – всё правильно, а по сути – издевательство»!

Лестница Харта

-  Точно! Но мы уже приблизились к ступенькам, которые описывают подлинное, а не ложное участие. Начинается настоящее участие молодежи со ступени номер четыре – информирование. Проект по-прежнему находится в руках взрослых, но они адекватно проинформировали о нём молодежь и предложили ей взять на себя какие-то обязанности. И молодые люди согласились.

- То есть взрослые предоставляют молодым людям возможность участия в чем-либо и оставляют за ними право выбора.

- Следующая ступень лестницы – номер пять – называется информирование и консультации. Здесь молодежь уже не только информируют, но и советуются с ней. Решения принимают взрослые, но перед этим они консультируются с молодежью и прислушиваются к её мнению.

- Мне кажется, что на этой ступени находятся наши молодёжные парламенты. Власти выслушивают мнение молодых парламентариев, а решения оставляют за собой.

- Если они действительно прислушиваются – то это пятая ступень. А если молодёжный парламент существует только ради видимости, то это ступень номер один – манипуляция. Молодежь думает, что её пригласили, потому что власть хочет услышать её мнение, а власть на самом деле жаждет другого – красоваться на фоне молодёжи в телевизоре. В этом случае начальство использует молодежь в своих целях.

- Кстати, интересы тех и других часто совпадают: власти нравится похлопывать молодежь по плечу, а молодежи очень нравится фотографироваться, сидя в креслах взрослых депутатов. Интерес к конечному результату не прослеживается ни у тех, ни у других.

- Перейдём к шестой ступени лестницы Харта. Она называется так: инициатива взрослых, совместные решения. Взрослые придумывают какой-то проект, а затем вовлекают в него молодежь в качестве равноправных партнеров. После этого они ведут работу совместно, в том числе вместе принимают решения.

- Это можно довольно часто увидеть в хороших молодежных организациях и центрах. Там, где работа поставлена профессионально.

- А как насчет седьмой ступени? Она называется молодёжь делает всё сама.

- О, это мечта многих взрослых! Сидят на семинарах и мучаются: «Как же мне добиться того, чтобы они делали всё сами?» Для многих это – недостижимый идеал.

- Но в лестнице Харта – это не высшая, а предпоследняя ступень. Это можно интерпретировать примерно так: «Конечно, замечательно, что молодежь придумала и сделала что-то сама, без взрослых. Но только где же сотрудничество?»

- Интересная мысль! Получается, что молодежные проекты, в которых нет сотрудничества с взрослыми, имеют и слабые стороны?

- Конечно. В этом варианте молодые люди успешно набивают собственные шишки, что, конечно, очень полезно. Но они лишены возможности учиться у взрослых, перенимать их опыт. Если бы взрослые присутствовали в проекте хотя бы в качестве консультантов, то выиграли бы все. Вот представь: молодые люди сами подготовили и провели школьный праздник. Отлично, молодцы! Но если бы они на определенном этапе пригласили в свой проект режиссера школьного театра, то и праздник получился бы интереснее, и сами организаторы пополнили бы свой багаж некоторыми профессиональными приёмами.

- Как я понимаю, именно такая модель нас ожидает на восьмой ступени?

- Верно! Высшая ступень лестницы – инициатива молодежи, совместные решения. Молодежь придумывает какой-либо проект, а затем выполняет его вместе с взрослыми.

- Я думаю, что к работе на восьмой ступени не готов пока никто – ни взрослые, ни тем более сама молодёжь.

- Друг, уровни молодежного участия потому и представлены в виде лестницы, чтобы ты понял: невозможно, стоя на земле, сразу шагнуть на верхнюю ступеньку. Чтобы стать равноправными партнерами взрослых, молодежи нужно постепенно осваивать новые роли. Никто не сможет сразу же стать лидером проекта, если никогда до этого не был в роли участника.

- Если исходить из логики лестницы Харта, то молодежный работник должен начать с того, что он привлекает молодых людей в качестве добровольных помощников в каком-то мероприятии или проекте. Постепенно он начинает советоваться с молодыми людьми – учит их думать о том, что происходит. На следующей ступени молодежный работник вовлекает молодежь в принятие решений: они вместе обсуждают и решают, что делать дальше, как поступить в той или иной ситуации. Затем он даёт ребятам возможность придумать и сделать что-то самостоятельно. И уже после этого молодёжный лидер работает с ними по принципу: ваша инициатива – наше совместное воплощение этой инициативы в жизнь.

- Ты всё разложил по полочкам очень грамотно. Вот только жаль, что лестницей Харта мало кто пользуется на практике, несмотря на то, что знают о ней чуть ли не во всём мире.

- Интересно, почему?

- Молодежное участие всё больше сводится к выслушиванию мнения молодежи. А вторая часть этого явления – деятельность самой молодежи, которая влияет на окружающую жизнь – встречается реже и реже. Ну, а если речь идет только о том, что нужно сидеть и слушать молодежь, то никакая лестница не нужна. Достаточно стола и стульев.

- Наступил кризис молодёжного участия?

- Во всяком случае, его деятельностной составляющей – точно! Три года назад Совет Европы, который, наряду с Евросоюзом, оказывает большое влияние на развитие молодежной политики, провел исследование молодежного участия в Финляндии. В отчёте сказано много хорошего об опыте финских молодежных советов и детских парламентов. Отмечено и то, как много в Финляндии НКО, работающих в интересах детей и молодежи. А дальше – откровенный вывод: картина выглядит так, что роль молодежи сводится только к членству в организации. Нет никакой информации о том, что молодые люди участвуют в планировании и принятии решений в этих организациях, а также нет сведений о существовании организаций, которыми управляют сами молодые люди. В результате финнам посоветовали развивать демократию в существующих молодежных организациях, поддерживать создание новых организаций и расширить участие молодежи в структурах гражданского общества.

- Судя по тому, что ты рассказывал раньше, рекомендация Совета Европы не возымела действия.

- Я думаю, такая же участь постигнет и молодежную стратегию Евросоюза. Появление дерева с листиком, на котором написано «участие», вряд ли что-то изменит.

- Дерево не всемогуще?

- Просто листики всегда колышутся по ветру. Это только маленькие дети, лишенные стереотипов мышления, могут думать, что ветер возникает из-за того, что деревья начинают шевелиться. Молодежные боссы Евросоюза гораздо более опытны. Они отдают себе отчет в том, где находятся причины, а где – следствия. Поэтому вряд ли они будут пытаться поднимать своими бумагами ветер молодежных инициатив. Зато смогут радоваться тому, что голос молодежи слышен всё сильнее и сильнее.

- Нам порадоваться этому тоже не помешало бы. А если нашим соседям лестница Харта уже не нужна – забираем себе! Хороший инструмент в хозяйстве всегда пригодится!

Продолжение читайте здесь...

Начало публикации - здесь...

Предыдущий параграфздесь...

Достижения науки электротехника и робототехника.
 

Уставные и отчетные документы СДМ

Уставные и отчетные документы размещены в разделе "Информация об СДМ"

Портал "Молодёжь Петрозаводска" являлся актуальным источником информации о молодежных проектах Петрозаводска и Карелии в период 2009-2015 гг. С широким распространением социальных сетей портал потерял свою актуальность и в настоящее время представляет собой архив публикаций прошлых лет.

Также портал является официальным сайтом Союза детских и молодежных общественных объединений Карелии.

Архив выпусков телепрограммы "После школы"

Медиапроект "После школы" в Контакте