Портал Молодежь Петрозаводска

Четверг
марта 28
  • Увеличить размер шрифта
  • Стандартный размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
Используйте для расчета платежей за растаможку авто таможенный калькулятор пошлин.
Home Публикации Информационные материалы Вокруг да около волонтёрства

Вокруг да около волонтёрства

Представляем свежий параграф книги Дениса Рогаткина о молодежной политике.

На этот раз мы поговорим о том, что такое волонтёрство. Казалось бы, это известно всем. Но на деле представления о волонтерстве складываются из широко распространенных заблуждений.

 


Денис Рогаткин

Вокруг да около волонтёрства

На вопрос «Кто такие волонтёры?» обычно отвечают чем-то высокопарно-возвышенным, с характерной трепетной интонацией. Смысл ответа примерно такой: «Волонтеры – это те, кто несёт людям Добро!» Не станем упражняться в пересказе пафосных фраз, которыми обычно описывают волонтёрство. Если принять их всерьез, то выходит, что волонтерство – это как минимум нравственный подвиг. При таком подходе добровольца можно легко отличить от простого смертного – по сияющему вокруг его головы нимбу.

Впрочем, есть и будничное, практическое определение: «Волонтеры – это бесплатная рабочая сила». И ты, молодежный работник, сталкиваешься с этим подходом чаще всех. Начальству понадобилось срочно убрать свалку перед каким-нибудь торжественным мероприятием? «Пришли-ка волонтеров!» Разнести открытки по квартирам пенсионеров в День пожилого человека? «Выдели-ка десяток-другой волонтеров!» Нужно регистрировать гостей и участников на какой-нибудь важной конференции? «А зачем нам кого-то нанимать? У нас ведь есть волонтёры! Вот их и поставим!»

Густой пафос, которым обволакивают волонтеров, не оставляет им самостоятельного выбора. «Умей сказать нет!» – явно не их лозунг. Ведь это именно они – бескорыстные люди, всегда готовые прийти на помощь. А следовательно – безотказные. Согласись, очень удобно всегда иметь под рукой хотя бы два десятка таких незаменимых помощников.

- Это точно. Если бы не было волонтеров, пришлось бы нам самим брать в руки грабли по каждой очередной команде сверху.

- А как ты думаешь, откуда у твоего начальства появилось представление о том, что волонтеры – это мальчики и девочки, которые обязаны бесплатно на него работать?

- Вот уж не знаю! Смотрит, например, начальство телевизор и видит, что волонтерский отряд покрасил в парке скамеечки и посадил цветочки. А потом поиграл с детьми. А вечером раздал публике постарше листовки против СПИДа. «Надо взять на заметку, – думает начальство. – Молодцы ребята, будем их использовать!»

- И использует. Очень точное слово. А мы, молодежные работники, с удовольствием ему в этом помогаем.

- Ну да, получается так. Но только я не вижу в этом никакой трагедии. Да, мы привлекаем ребят, чтобы закрыть какие-то свои вопросы. Но ведь они получают от этого удовольствие! Они видят, что нужны, востребованы. Их ценят, благодарят…

- Так и назовите их «Клуб друзей губернатора»! Почему вы называете их волонтерами?

- А как их еще называть? Они делают всё добровольно и бескорыстно! А значит, они – волонтеры. А точнее – добровольцы, как определяет их российский закон.

- То есть ты хочешь сказать, что каждый, кто делает что-то полезное добровольно и бескорыстно, автоматически становится волонтером?

- Ну, в общем-то, да.

- Если упростить, то получается, что добровольцы – это те, кто делает добро. А значит работа по развитию добровольчества состоит в том, чтобы призывать людей делать как можно больше… добра. Теперь я, кажется, понял, в чем смысл широко известной акции под названием «Весенняя неделя добра». И почему по её итогам выясняется, что добровольцы у нас – чуть ли не все вокруг.

- Но ведь это правда! Ребята чистят речки, дают концерты бабушкам, играют с малышами… Что в этом плохого? Разве мы не должны их к этому призывать?

- Конечно, должны! Только не нужно подменять понятия. То, о чём ты рассказываешь – это не что иное, как неспециализированная общественно-полезная деятельность. Некая молодежная группа делает что-то полезное, но без конкретной специализации. Сегодня мы кормим грачей, завтра собираем макулатуру, а через неделю проводим акцию в поддержку дома ребенка. Таких групп – несчетное количество. Элементы подобной деятельности есть в любой детской организации. А для коммунарского движения, которое развивалось в нашей стране с 1950-х годов, такая деятельность вообще была главной, системообразующей. Девиз коммунарских клубов именно об этом и говорил. Звучал он так: «Нести радость людям!»

- Ну а теперь пришли новые времена, и все они стали волонтерами!

- В том-то и дело, что нет! Волонтерство – это самостоятельное явление. Если называть волонтерами всех подряд, то мы будем не развивать волонтерство, а наоборот – размывать его. Трудно что-то развивать, если не понимаешь, что должно получиться в итоге.

- Странно. Нам на семинарах рассказывали, что волонтер – это любой человек, который бескорыстно кому-то помогает.

- Я не говорю, что это полностью неверно. Когда человек сделал для людей что-то бесплатно, то про него можно сказать: «Он выполнил эту работу на волонтерских началах». Или: «Он сделал это как волонтер».

- Ну вот! Волонтер – это тот, кто помогает людям!

- Не совсем. Помощь людям – это естественное проявление человеческой отзывчивости. Увидел бабушку с тяжелой сумкой – помог донести. Учительница попросила помочь поднять стулья на парты – поднял. Это не волонтерство, а просто хорошее воспитание.

- Ну, предположим. А как же быть с нашим волонтерским отрядом, который из губернаторского телевизора? Ребята бесплатно выполнили работу по благоустройству парка. Это волонтерство?

- В мире это называют неформальным волонтёрством. Или «неструктурированными формами волонтёрства». Это такие случаи, когда люди объединяются и вместе решают какие-то проблемы, которые их волнуют. При этом делают это сами – напрямую, а не в рамках программ каких-либо организаций. Строго говоря, это не само волонтёрство, а его лайт-версия.

- В общем, ты хочешь сказать, что вся работа наших волонтерских отрядов – это несистемное волонтёрство. И как же должно выглядеть волонтёрство системное?

- Очень просто. Организации, которые работают для людей, должны определить: какие работы в организации могут выполняться только штатными сотрудниками, а какие – волонтерами. Затем такие организации публикуют объявление о наборе волонтеров, отбирают тех, кто им подходит и обучают их. После этого у организации появляется постоянный состав волонтеров. С каждым из них заключается Договор добровольца, который определяет взаимные обязательства организации и волонтера. После этого волонтер может приступить к выполнению своих обязанностей. Итак, сформулируем:

Волонтер (доброволец) – человек, выполняющий работу в некоммерческой организации на безвозмездной основе.

- Ты говоришь, что волонтеры работают в организациях. Какие организации ты имеешь в виду?

- Любые! Это могут быть, например, общественные организации: детские, молодежные, экологические, спортивные, правозащитные и многие другие. Или учреждения: молодежные и спортивные центры, учреждения дополнительного образования, приюты, больницы, дома престарелых, центры культуры…

- А волонтерские организации?

- Да пойми: нет и не может быть никаких «волонтерских отрядов» или «волонтерских организаций»! Если ты говоришь о центрах развития добровольчества, то они и должны развивать добровольчество как систему, а не превращаться в официально зарегистрированный «волонтерский отряд».

- Ну хорошо, идем дальше. Допустим, приют опубликовал объявление о том, что ему нужны волонтеры. Мы ведь понимаем, что никто по этому объявлению не придёт.

- А вот это и есть – диагноз развития волонтёрства в твоем регионе. Не надо рассказывать про волонтерские отряды, акции и про то, как здорово у нас все друг другу помогают. Вместо всего этого напиши в отчете так: «Молодежь региона на объявления о наборе волонтеров в социальные учреждения не реагирует».

- А что, есть регионы, в которых она реагирует?

- Я знаю такие регионы. Но, извини, они – в соседней Финляндии. Расскажу тебе одну историю. Несколько лет назад в Финляндии открыли службы примирения. Если произошла драка, кража или еще какой-нибудь конфликт между людьми, который грозит уголовным разбирательством, то полиция направляет дело в службу примирения. В этой службе людей сажают за стол переговоров, чтобы они нашли выход из конфликта сами, без уголовного дела и суда. В службе примирения обычно работает 3-4 штатных сотрудника. А еще около 20 человек – это волонтеры. Именно волонтеры выполняют в Службе примирения самую главную работу – они проводят примирительные встречи. Набирают этих волонтеров очень просто – дают объявление в газету. И недостатка в волонтерах не испытывают.

- Но они ведь, наверное, долго к этому шли? В Европе волонтёрство развивается десятилетиями, а у нас об этом узнали лишь недавно!

- Заметь: ты сам сказал, что они к этому шли. А теперь ответь на вопрос: к чему идем мы? К тому, чтобы у нас появилось системное волонтёрство или к новым и новым массовым акциям с неизменным словом «добро» в названии? Скажи, сколько у тебя в регионе молодых людей, которые являются постоянными волонтерами общественных организаций или учреждений?

- Я не знаю. Мы их учитываем только по количеству выданных волонтерских книжек.

- То есть можно считать, что ни одного.

- Ну а откуда они у нас появятся? Из Финляндии прилетят? У нас руководителям организаций даже в голову не приходит мысль о том, что они могут набрать волонтеров и поручить им какую-то часть работы. Им проще все делать своими силами, чем возиться с неподготовленными людьми. А тем более – с молодежью. Да и сама молодежь вряд ли захочет идти волонтерами в какую-то организацию. Даже не поймет, о чем речь. С чего вдруг её приглашают на работу, за которую не будут платить денег?

- Дружище, ты понимаешь, что это происходит в том числе из-за того, что мы, молодежные работники, допустили в теме волонтёрства серьезную подмену понятий. Мы упорно внушаем обществу, что волонтёрство – это любая социальная активность, вместо того, чтобы постоянно и доходчиво рассказывать, что же это такое на самом деле. Если ни организации, ни молодежь не имеют правильного представления о волонтёрстве, почему мы надеемся на то, что оно будет развиваться?

- Получается какой-то тупик. Никто ничего не знает, и даже непонятно, с чего начать.

- С чего начать – как раз понятно. Как и в любом новом деле, нужно начинать с создания работающей модели. Взять сильную, известную общественную организацию (или учреждение) и отработать на примере этой организации модель системного добровольчества. Сначала проанализировать, какую работу в организации смогут выполнять волонтеры. Определить, кто из сотрудников организации будет их курировать, каким образом он будет это делать. Подумать о том, какие привлекательные стороны в этой работе увидит для себя молодежь и как эти стороны можно усилить. Ну, а затем – набрать волонтеров, подготовить их и включить в постоянную работу организации. О том, как мотивировать и удерживать волонтеров, хорошо написано в методичках волонтерских центров.

- И что нужно делать с этой моделью дальше?

- Во-первых, нужно обеспечить ей хороший пиар. Ведь модель нужна нам не только для отработки механизмов, но и для рассказа людям о том, кто же такие волонтёры на самом деле. А во-вторых – нужно тиражировать этот опыт. Я думаю, что создать такую работающую модель и затем распространять её – это хороший проект для регионального центра добровольчества. Согласись, пользы от такого проекта будет куда больше, чем от очередного конкурса мифических волонтёров.

Продолжение читайте здесь...

Начало публикации - здесь...

Предыдущий параграф - здесь...

Достижения науки электротехника и робототехника.
 

Уставные и отчетные документы СДМ

Уставные и отчетные документы размещены в разделе "Информация об СДМ"

Портал "Молодёжь Петрозаводска" являлся актуальным источником информации о молодежных проектах Петрозаводска и Карелии в период 2009-2015 гг. С широким распространением социальных сетей портал потерял свою актуальность и в настоящее время представляет собой архив публикаций прошлых лет.

Также портал является официальным сайтом Союза детских и молодежных общественных объединений Карелии.

Архив выпусков телепрограммы "После школы"

Медиапроект "После школы" в Контакте