Портал Молодежь Петрозаводска

Пятница
апреля 19
  • Увеличить размер шрифта
  • Стандартный размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
Используйте для расчета платежей за растаможку авто таможенный калькулятор пошлин.
Home Публикации Информационные материалы Денис Рогаткин. Руководителю молодежной телестудии (2)

Денис Рогаткин. Руководителю молодежной телестудии (2)

МП продолжает публикацию глав из новой книги, адресованной руководителям детских и молодежных телестудий.

Если согласиться с тем, что детское телевидение - это игра в настоящее телевидение, то каковы правила этой игры? Об этом пойдет речь во второй главе книги с рабочим названием "Руководителю молодёжной телестудии".


Денис Рогаткин. Руководителю молодежной телестудии

Главы из книги, которая уже пишется

(предыдущий материал читайте здесь...)

Правила игры

Будет справедливо с самого начала сделать следующее заявление: то, чем мы занимаемся с детьми – это не телевидение, а игра в телевидение. Телевидение – занятие, требующее крепкого профессионализма, которого у школьников нет и не будет, как бы мы ни старались. Поэтому мы склонны не задирать нос и оценивать своё «детское творчество» адекватно.

Собственно, всё детское творчество можно смело отнести к игре. Детский театр – это игра в театр, детская поэзия – это пробы пера, своего рода игра в настоящую поэзию, детское конструирование – игра во взрослых изобретателей.

Определение как игры того, чем мы занимаемся, вовсе не является обидным и нисколько не принижает значения нашего дела. Игра, как известно, дело серьезное, и именно в игре растущий человек чаще всего приобретает важные для себя качества и умения, которые остаются с ним во взрослой жизни.

Игры в детскую тележурналистику бывают различными – в зависимости от того, какие установить правила. Наиболее часто встречается игра в обучение тележурналистике. Дети слушают лекции, посещают тренинги маститых режиссеров и операторов, с умными лицами что-то записывают… Только вот создание силами детей реального телевизионного продукта правилами этой игры не предусмотрено. Максимум – зачетная работа учебного характера, не предназначенная для эфира.

Встречаются и другие вариации. Например, такие правила игры, согласно которым привлекательные возможности предоставляются по прейскуранту. Это, скорее, игра не с детьми, а с родителями и их амбициями. «Хотите, чтобы ваш ребенок попал на телеэкран? Пожалуйста-пожалуйста! Только сами понимаете, телевидение – дело дорогостоящее, так что познакомьтесь со стоимостью наших услуг. Если Ваше желание после этого только окрепнет, следуйте прямиком в кассу!»

Я не стану упражняться в составлении свода всевозможных правил игры в детскую тележурналистику. Лучше расскажу о наших правилах.

 

Правило №1. Никаких учебных проектов! Только реальный продукт для телеэфира!

Для нас это правило является само собой разумеющимся. В  нашей организации мы всегда занимались с детьми каким-то делом – неважно, простое оно или сложное. Лагерь, поход, благотворительная акция, спектакль или телепрограмма – мы не учимся всему этому, а просто это делаем.

Многие люди, которые придерживаются иных взглядов в педагогике, призывают нас следовать традиционной логике: ну как же так, детей нужно сначала научить, иначе они не справятся! Хотя бы годик поучите журналистике, режиссуре, операторскому мастерству, а уже потом бросайте в воду. То, что научиться плавать без воды  невозможно, они, вроде как, тоже понимают. Но в их последовательной логике эта аксиома почему-то отсутствует.

Мы работаем в учреждении дополнительного образования и глубоко убеждены в том, что именно образованием мы и занимаемся. Нам близка позиция корифея неформальной педагогики и известного барда Владимира Ланцберга, который говорил, что настоящая педагогика – не видна. Если идёт явное обучение – урок, занятие; или явное воспитание – например, классный час, то можно сразу же сказать, что эффективность такого образования будет не высока.

Напротив, если дети делают что-то сами, то они учатся гораздо быстрее. Секрет в том, что дело, которым они действительно хотят заниматься, само заставляет их обучаться. Два-три эпизода реальной работы позволяют им освоить всё то же самое, что они осваивали бы в течение нескольких месяцев учебных занятий.

Правило «Только реальный продукт для телеэфира» задает нашей работе конкретные и жесткие рамки. Мы знаем, что каждую неделю должны выдать в эфир очередной выпуск «После школы». На этом конвейере нам просто некогда заниматься никакими «учебными проектами», даже если мы бы этого неожиданно захотели!

А значит, у нас должна быть не группа учащихся, а детская редакция, которая может ритмично и без сбоев выдавать готовый продукт – телепрограмму. Это то, что Ланцберг вслед за Макаренко называл детским производственным коллективом. Оба корифея считали такой коллектив лучшим средством воспитания и обучения.

 

Правило №2. Сначала – практика, потом – теория. Не наоборот!

Если кто-то спрашивает нас: «Можно ли прийти к вам заниматься тележурналистикой?» – то мы отвечаем, что вообще-то мы тележурналистикой не занимаемся. Но если ты хочешь делать вместе с нами телепрограмму, то приходи к нам в редакцию, двери открыты.

Новичок приходит на сбор редакции и попадает на обсуждение очередного выпуска, который накануне был в телеэфире. С этого момента он и начинает знакомиться с теорией, сам того не замечая. Слушает других, высказывается сам, и постепенно осваивает правила создания телепрограммы. Если хочет узнать больше – в рабочей группе редакции в Интернете размещены учебные материалы. Читай, используй в работе.

На ближайший сюжет новичок отправляется в качестве стажера. Журналист и оператор делают на сюжете свою работу, а стажер берет вторую камеру и посильно участвует в этом процессе. Материал, который он отснял, обычно идет в корзину. Но бывает и наоборот: стажер как-то умудрился понять те простые напутствия, которые ему дали перед выходом на площадку, а штатный оператор, наоборот, прохлопал ушами. Так уже через неделю-другую после появления в редакции есть шанс увидеть результаты своей работы в эфире, а своё имя – в титрах передачи.

Учебу мы, конечно, проводим. Как правило, в виде тренингов, которые длятся 2-3 дня и проходят на каникулах. Содержание тренингов мы разрабатываем в зависимости от того, что конкретно в данный момент нужно редакции.

 

Правило №3. Можно с чем-то не справиться, но подводить – нельзя!

Главное, чего мы требуем от всех членов редакции – это выполнения взятых на себя обязательств. Ты можешь не справиться с написанием закадрового текста, будучи журналистом, или не набрать хорошей картинки на сюжете, будучи оператором, или впасть в ступор, монтируя сюжет. Во всех этих случаях тебе помогут довести дело до конца и исправить всё то, что у тебя не получилось.

Нельзя одного – подводить. Мы сразу же приучаем к тому, что неявка на сбор редакции без предупреждения – недопустима. Постепенно дети приучаются не только заранее предупреждать о чем-то, но и управлять своим временем в целом.

У нас практически не бывает таких экстремальных случаев, когда журналист или оператор не являются на съемку. Хотя случается, что дети берут себе какой-то сюжет, а потом неожиданно выясняют, что в это же время у них репетитор или какая-нибудь другая подобная напасть. Мы относимся к этому как к процессу обучения тайм-менеджменту. Если дети заранее предупреждают, что вышла накладка, то как правило находятся те, кто может их заменить.

Самые забавные эпизоды связаны с забытыми кассетами. Однажды мы должны были записывать молодежное ток-шоу. Оператор пришел на место съемки, стал проверять камеру и с ужасом понял, что забыл взять кассеты! Отличная спортивная форма оператора позволила ему минут за 15 добежать до студии, схватить кассеты, вернуться обратно и немедленно приступить к работе.

Другой телевизионный деятель однажды забыл кассеты с отснятым материалом… в Швеции. Мы снимали молодежные организации и центры Стокгольма, и во время последней встречи, одеваясь в гардеробе, журналист ненадолго положил кассеты рядом с собой, на скамейку. Оделся, встал и пошел. Кассеты остались лежать. Выяснилось это, конечно же, только в России. После нашего письма шведы нашли эти кассеты, и через неделю другая петрозаводская группа привезла их домой.

Я сам однажды забыл ноутбук с отснятым материалом в Норвегии, на контроле безопасности аэропорта. Ноутбук нужно было выложить в лоток, а сверху я поставил еще один лоток – с ботинками. После прохождения контроля я забрал ботинки из верхнего лотка, надел их и ушел, забыв о том, что ниже был еще лоток с ноутбуком. И тоже обнаружил пропажу только в России. К счастью, служба забытых вещей аэропорта Осло сработала без сбоев: ноутбук оказался там. Его переслали в Финляндию, и уже оттуда один из моих выпускников привез его в Петрозаводск.

Мы можем строго спрашивать друг с друга за разные ляпы и сбои, но никогда не устраиваем из-за них истерик. Однажды возвращает мальчик камеру, а накамерный микрофон оторван, с мясом. То ли камеру уронил, то ли по чехлу ногами прошелся – это так и осталось загадкой. И ничего, уцелел этот мальчик.

А вот если человек подводит – это уже совсем другой разговор. Здесь всё просто: не хочешь работать в редакции – не работай, это дело добровольное. Найди себе другое интересное занятие в жизни, мы только пожелаем тебе всяческих успехов!

Прежде всего, выполнение обязательств касается дедлайнов. Если мы договорились, что план съемки должен быть готов в понедельник, то это должно быть выполнено. План может быть слабым, недоработанным – но он должен быть! Тогда его можно улучшить вместе. Но если ты не выполняешь своих обязательств в принципе, то и помочь тебе – невозможно!

Первое, чему учит работа в редакции – ответственности за общее дело. Все понимают, что если ты не выполнил своей работы, то ты можешь сорвать эфир. Как иногда мы шутим, «и будем мы вместо твоего сюжета показывать в эфире комбинацию из трёх пальцев»…

 

К правилам мы еще вернемся, а пока немного поговорим об участниках нашей игры. Кто, собственно, в неё играет?

Многие почему-то убеждены, что в эту игру играют только дети – как малыши в песочнице. Как любят говорить сентиментальные педагогические дамы, «это они всё сами».

Вера в недюжие творческие силы детей особенно крепка у жюри конкурсов для юных тележурналистов. «Ах, в сюжете Васи Петрова такой профессиональный текст! И это в 12 лет! Ах, сюжет Пети Сидорова так грамотно выстроен! А он вообще в третьем классе! Вот ведь вундеркинды какие в провинции растут!»

Почему-то очевидная для всех нормальных людей истина о том, что за любым продуктом детского творчества стоит педагог, для жюри подобных конкурсов находится за гранью понимания. Коллеги, неужели вам трудно, с вашей-то креативностью, абстрагироваться от сюжета как цельного продукта и вычленить из него ту работу, которая действительно сделана самим ребенком? Ведь понятно, что её-то и нужно оценивать! Если работы ребенка как журналиста (или оператора) в сюжете нет вообще, то и разговаривать не о чем!

Мы, напротив, открыто заявляем о том, что в детскую тележурналистику мы с детьми играем вместе. Мы никогда никому не говорим: «Ах, полюбуйтесь, эту программу (сюжет, фильм) дети сделали сами!» Не говорим, потому что это будет, мягко говоря, неправдой. Всё, что мы делаем – это наш совместный продукт. Дети вкладывают в него ровно столько, сколько они в реальности способны вложить. То, что они не могут, не умеют – заполняю я как руководитель редакции. И этого не только никто не скрывает, но и наоборот – это является абсолютной нормой, принципом работы. Моя линия в этом тандеме проста: чтобы постепенно они брали на себя всё больше и больше, а мне оставляли всё меньше и меньше.

В теории позитивного развития молодежи это называется партнёрством молодежи и взрослых. Исследователи доказали, что именно работа в партнерстве со взрослыми наиболее значима для социального становления молодых людей. Прекрасно, если они работают полностью самостоятельно. Но если они делают что-то вместе со взрослыми, то они гораздо быстрее перенимают их опыт.

 

Когда мы собираем состав редакции, нам не важны способности детей в сфере журналистики. Их желание, готовность работать и обязательность для нас гораздо важнее. Если ребенок готов вкладывать свой труд в создание телепрограммы и делает это честно, то из этого обязательно что-нибудь получится. А то, чему он пока еще не научился, становится для него, по Выготскому, зоной ближайшего развития.

Использованы фото участников

Летней школы тележурналистики-2011

Продолжение читайте здесь...

Достижения науки электротехника и робототехника.
 

Уставные и отчетные документы СДМ

Уставные и отчетные документы размещены в разделе "Информация об СДМ"

Портал "Молодёжь Петрозаводска" являлся актуальным источником информации о молодежных проектах Петрозаводска и Карелии в период 2009-2015 гг. С широким распространением социальных сетей портал потерял свою актуальность и в настоящее время представляет собой архив публикаций прошлых лет.

Также портал является официальным сайтом Союза детских и молодежных общественных объединений Карелии.

Архив выпусков телепрограммы "После школы"

Медиапроект "После школы" в Контакте