Портал Молодежь Петрозаводска

Пятница
апреля 19
  • Увеличить размер шрифта
  • Стандартный размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
Используйте для расчета платежей за растаможку авто таможенный калькулятор пошлин.
Home Публикации Информационные материалы Десять лет, которые не прошли даром

Десять лет, которые не прошли даром

В новом параграфе "Молодёжки" - первая часть рассказа о десяти годах молодежной жизни Петрозаводска, которые связаны с именем Светланы Начиновой.

Начинова не работает в мэрии уже 4 года. Многие до сих пор гадают - в чём же был секрет успеха Управления по делам молодежи, которое она возглавляла? Что ж, попробуем разобраться!

 


Денис Рогаткин

Десять лет, которые не прошли даром

Обычно, когда чиновника снимают с должности, вокруг него образуется зияющая пустота. Еще вчера был Сидор Иваныч незаменимым человеком, а сегодня – будто и не знал никто никогда никакого Сидора Иваныча. Телефон не звонит. Знакомые шарахаются, как от покойника. Такое впечатление, что перейти в мир простых смертных – гораздо страшнее, чем оказаться в загробном царстве.

Но встречаются и нетипичные чиновники, которым этих ужасов удалось избежать. Такие, как Светлана Начинова, которая 10 лет руководила управлением по делам молодежи администрации Петрозаводска – до той поры, пока очередной мэр нечаянно не слил молодёжь в спорт.

Должность Светланы в результате этого «слияния» упразднялась, и она решила уйти из мэрии по сокращению штатов. Объяснила, что не будет прикрывать своим именем развал системы, которую она создавала вместе с молодёжными организациями все эти годы. В последний рабочий день молодежные лидеры предупредили её: «Не вздумай выйти из здания раньше, чем полагается!»

Когда Светлана вышла из мэрии, её встречала группа лидеров и молодёжи с букетами цветов.

Процессия спустилась от мэрии к набережной Онежского озера. Затем все обернулись, посмотрели на пятый этаж, где раньше был кабинет Начиновой, помахали мэрии ручкой и пошли в город. Больше назад никто не оглядывался.

Не было ни злости, ни подавленности – разве что лёгкая грусть. Это было что-то вроде школьного выпускного: хоть и жалко расставаться после десяти лет, которые провели вместе, но все смотрят вперед – туда, где их ожидает самое интересное. А значит, эти десять лет не прошли даром.

В молодёжку Светлана Начинова попала случайно. После того, как бывший мэр Петрозаводска Сергей Катанандов стал губернатором, он отправил её в Министерство образования  Карелии – то самое, которое тогда стало «и поделом молодежи». Светлане достался отдел дополнительного образования, социального воспитания и молодёжной политики. Целый год её работа заключалась в том, что она сидела в кабинетике размером два на два метра, – без денег, без полномочий и без специалистов, – и непрерывно рыдала. Причина этого явления неясна, но молодёжные лидеры почему-то стали ей доверять.

Вскоре Светлане Начиновой было суждено Минобраз покинуть. Там ввели должность профильного замминистра и прислали человека, с которым Начинова работать отказалась. Она написала заявление и ушла. Её спрашивали: «А куда ты уходишь?», – имея в виду «Какую новую должность тебе предложили?» Но она уходила «в никуда».

Тем временем произошла, как говаривал Ельцин, неожиданная загогулина. Семена Либмана, который был начальником городского отдела молодежи, забрали в губернаторскую администрацию. Кресло освободилось, и тогдашний мэр молниеносно предложил его Начиновой. В должности начальника отдела, а затем и управления по делам молодежи Петрозаводска Светлана успела поработать с тремя мэрами.

- Можно считать её политическим долгожителем! С чего же она начала свою десятилетку?

- С чашечки кофе. Начинова позвала нас с Либманом к себе домой – поговорить о том, что нужно делать. В конце этого разговора я начертил схему на листочке А4 – о том, как я вижу систему работы с молодежью в Петрозаводске.

- А до этого её не было, системы?

- До этого был план мероприятий – табличка с пунктами и суммами. У Отдела были деньги по статье «молодежная политика», и он их расписывал на то, что считал нужным. Это была типичная молодёжка девяностых, которая хваталась за всё подряд.

- И что же за схема была нарисована на твоём листочке?

- Во-первых, там была стрелочка, направленная от молодежи к обществу. Эта стрелочка показывала, на что должна быть нацелена молодёжная политика: не на решение проблем молодежи, а на развитие общества – через активное вовлечение молодежи во все сферы жизни.

- Какой это был год?

- 1999-й.

- Интересно, вы знали, что в мире как раз начинали считать вовлеченность молодежи в общество главной идеей молодёжной политики?

- Да мы вообще ничего не знали о том, что делается в мире! У меня даже загранпаспорта не было! Подсказки мы могли найти только в собственном опыте. Мы просто понимали, что если молодежка не будет работать на общество, то никому она не будет нужна. А идеи о том, что роль молодежи в современном мире многократно возрастает, уже носились в воздухе.

- Ну хорошо. Вы определились с общими подходами. А как насчет конкретных направлений работы?

- Они были на схеме немного ниже. Было нарисовано что-то вроде трёхмерной системы координат – это была модель пространства, в котором происходит развитие молодежи и её встраивание в общество. Оси координат – они же направления работы – назывались так: молодёжь и общество, молодёжь и экономика, молодежь и социальная норма.

- Да, если бы это была не система координат, а дерево, то у него оказалось бы всего три веточки!

- Но, заметь, – принцип тот же: концепция должна быть понятной. Чуть позже все легко выучили эти три направления и знали, кто за что отвечает. В отделе по делам молодежи за каждым направлением было закреплено по специалисту. А затем под эти направления выстроили сеть учреждений: за направление «Молодёжь и общество» отвечал городской Центр молодежи, за направление «Молодёжь и экономика» – Центр содействия занятости молодёжи, за направление «Молодёжь и социальная норма» – Досугово-социальный центр «Подросток», который объединил все подростковые клубы.

- Ну а где же общественные организации?

- Они – в каждом из этих трёх направлений. С самого начала мы договорились, что отдел по делам молодежи должен управлять не подведомственными учреждениями, а процессами в молодежной среде. И главное достижение отдела было именно в партнёрстве с НКО.

- Обычно используют термин «поддержка НКО».

- В том-то и дело, что поддержать НКО отдел молодежи мог лишь символически! Годовой бюджет петрозаводской молодежки поначалу составлял 500 тысяч рублей, затем дотянул до миллиона. Сейчас такой бюджет – это обычное дело для любой общественной организации, которая более или менее устойчиво стоит на ногах. Было понятно, что с таким уровнем финансирования город не сможет сделать ничего существенного. Поэтому мы исходили из того, что нам нужно объединять ресурсы города и НКО. А для этого необходимо партнерство, и прежде всего – в разработке самой молодежной политики.

- Погоди! Ты ведь её уже нарисовал! Что там еще разрабатывать?

- Сначала мы сделали программу молодежной политики города всего лишь на один год. Я перевел схему в текст, специалисты отдела кое-что добавили, и программа была утверждена постановлением мэра. Так в 2000 году в Петрозаводске появилась первая официально утвержденная программа молодёжной политики. Но дальше мы стали продвигать идею о том, что программа должна быть общей договорённостью: что мы вместе собираемся сделать на ближайшую перспективу. Следующая программа уже была результатом серьезных обсуждений. В конечном итоге её утвердили на городской молодёжной конференции, которая заодно избрала и общественный совет программы. В программе было прописано конкурсное распределение средств по каждому из трёх её направлений, а решения о судьбе проектных заявок принимал именно общественный совет. Обычно перед заседанием общественного совета проходила публичная защита проектов, которая была эффективнее любого образовательного семинара.

- Получается, что Отдел по делам молодежи не мог повлиять на распределение средств?

- Только в ходе обсуждений на общественном совете. А окончательное решение совета просто закреплялось приказом начальника отдела.

- Если бюджет молодежки был не так велик, то каков был размер грантов?

- Это были очень небольшие деньги. Иногда максимальной суммой было 15 тысяч рублей, иногда – 30 тысяч.

- И в чем же смысл этого «микрофинансирования»? Стоят ли эти деньги того, чтобы затевать ради них конкурсную процедуру?

- Ты удивишься, но эти гранты были высоко востребованными. Тогда Отдел по делам молодежи был единственным местом, где можно было получить финансы на конкурсной основе. Эти средства позволяли выполнить небольшие проекты – например, провести лагерь или акцию. А через несколько лет выяснилось, что эти мини-гранты помогли вырастить в Петрозаводске сеть молодежных НКО.

- Это был для них первый опыт?

- Примерно так! Представь, приходят в отдел молодежи ребята со своей идеей. Просят помочь финансами. А им говорят: у нас есть конкурсы, но в них могут участвовать только официально зарегистрированные организации. Если вы хотите заниматься своим делом всерьез – регистрируйтесь!

- И как, регистрировались?

- К счастью для Минюста, туда бежали, сломя голову, только самые решительные. Зарегистрировав свою организацию, они получали деньги по конкурсу Отдела молодежи и начинали свою грантовую историю. Это, например, произошло с молодежной организацией «Педагогический отряд «Параллели»: уже через год после первого гранта от Отдела молодежи «Параллели» получили грант Общественной палаты. В итоге вокруг Отдела молодежи сформировалась сеть НКО, которые привлекали существенные финансы извне. Можно сказать, что город решал часть задач, которые были обозначены в программе молодежной политики Петрозаводска, не затрачивая на это бюджетных средств. При этом организации были не марионеточными, а вполне самостоятельными. Отдел молодежи вырастил для себя равноправных партнёров.

- Почему же организации не разбежались в разные стороны, как только встали на ноги?

- Я думаю, они увидели преимущества работы в единой системе. У каждой организации была собственная жизнь, самостоятельные проекты, но все чувствовали, что делают общее дело. Отдел по делам молодежи был координатором этой системы не только в силу своего формального статуса. В отношениях с вырастающими на глазах молодежными организациями он сумел удержать эту роль во многом потому, что сотрудники Отдела заслужили доверие своими личными качествами.

- Втёрлись в доверие к молодежи?

- Моя коллега, руководитель Педагогического отряда «Параллели» Ирина Рынкевич, считает, что с сотрудниками отдела молодежи было легко находить общий язык потому, что они сами были лидерами общественных организаций.

- То есть как?

- Когда Светлана Начинова перешла из практиков в управленцы, – это было еще во времена её работы в культуре, – ей стало жаль двух своих режиссерских дипломов. Однажды городская поликлиника предложила ей попробовать создать театральный коллектив для детей-инвалидов – как способ их реабилитации. С тех пор еженедельно Светлана стала посвящать один выходной день занятиям с театральной студией «Росток». Затем она начала таскать «Росток» в походы и лагеря Юниорского союза «Дорога». В конечном итоге «Росток» вступил в «Дорогу» всем составом, где благополучно существует под руководством Начиновой и по сей день.

- Как я понимаю, для Светланы это – чистое добровольчество?

- Да, это её любимое дело, – примерно как работа с детьми для педагогов ДЮЦ. Одна строгая тётенька-депутат как-то раз захотела вывести Начинову на чистую воду и громогласно пообещала ей найти зарплатные ведомости, по которым она якобы получает деньги за «Росток».

- Видимо, ищет до сих пор?

- Я думаю, уже давно отчаялась в своих поисках. Тем временем Светлана обнаружила для себя, что в лагерях «Дороги» можно замечательно проводить свои отпуска. Она резервировала для себя рабочее место на кухне и готовила детям еду. Некоторые уезжали из лагеря в полной уверенности, что тётя Света – повар «Дороги».

Кстати, именно помешивая поварёшкой борщ в одном из наших лагерей Светлана и получила ошеломляющее известие о том, что Управления по делам молодежи больше не существует. Её просто поставили перед фактом. Изменения в структуре мэрии провели в тот момент, когда она была в отпуске.

- Тоже мне, спецоперация!

- Да уж, интриги, достойные брежневского политбюро! Но нас с тобой всё-таки больше интересует позитивный опыт этих десяти лет. А рассказать еще есть о чём! Продолжим эту тему в следующий раз.

Продолжение ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ!

Начало публикации - здесь...

Предыдущий параграфздесь...

 

Достижения науки электротехника и робототехника.
 

Уставные и отчетные документы СДМ

Уставные и отчетные документы размещены в разделе "Информация об СДМ"

Портал "Молодёжь Петрозаводска" являлся актуальным источником информации о молодежных проектах Петрозаводска и Карелии в период 2009-2015 гг. С широким распространением социальных сетей портал потерял свою актуальность и в настоящее время представляет собой архив публикаций прошлых лет.

Также портал является официальным сайтом Союза детских и молодежных общественных объединений Карелии.

Архив выпусков телепрограммы "После школы"

Медиапроект "После школы" в Контакте