Портал Молодежь Петрозаводска

Четверг
марта 28
  • Увеличить размер шрифта
  • Стандартный размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
Используйте для расчета платежей за растаможку авто таможенный калькулятор пошлин.

Листая страницы Добра

Новый параграф книги Д. Рогаткина о молодежной политике продолжает тему волонтерства.

Речь пойдет о системе признания достижений волонтеров. Есть ли будущее у личной книжки волонтера? И пригодится ли она в Европе? После разговора об этом вас ждёт бонус - два видеоролика о европейском сертификате для волонтеров.


Денис Рогаткин

Листая страницы Добра

Теперь самое время вернуться к содержанию личной книжки волонтёра. Задумывали её в качестве клона трудовой книжки. И призывали учитывать в ней «трудовой стаж волонтера».

Зачем молодым людям вести счёт времени, которое они посвятили волонтёрству, так и осталось загадкой. Может быть, начальники от молодежки озаботились проблемой отсутствия у юношей и девушек трудового стажа – а из-за этого свежеиспеченным специалистам не сильно рады на производстве. А может быть, они просто посчитали, что главное в добровольчестве – это именно количество времени, отданного бескорыстному служению обществу. Что ж, в логике не откажешь: больше времени поволонтёрил – больше пользы принес, меньше времени поволонтёрил – меньше пользы принёс. Поэтому в чём будем вешать? Вешать будем… в часах!

Еще в книжке есть раздел о поощрениях, которых удостоился волонтер. И о пройденных курсах, то есть «повышении квалификации». Казалось бы – волонтёрь и заполняй, не жалей страниц! А когда придет время – иди к работодателю, доставай свою книжку из широких штанин дубликатом бесценного груза, и ты – вне конкуренции! Рабочее место – твоё!

Судя по дальнейшему развитию событий, всерьёз в волшебные возможности волонтёрской книжки не поверил никто. Но заполнять книжки стали с большим энтузиазмом. Страницы очень быстро запестрели примерно такими записями:

«Вид трудовой деятельности: проведение акции «Молодость добра!»; место работы: Центр добровольчества; количество часов: 6; дата, подпись, печать».

- Представляю удивление работодателя, который листает такую книжку на собеседовании с молодым соискателем работы. У него, наверное, глаза на лоб полезут. Сначала – от самих записей. А затем от того, что люди считают «трудовой» стаж не в годах, а в часах!

- Но главное-то не в этом. Что нового узнаёт работодатель о молодом человеке из этой книжки? Только то, что он участвовал в многочисленных добрых делах. Это, конечно, неплохо. Но работодателю нужен грамотный специалист, а не просто добрый и отзывчивый человек. А вот главного-то он из книжки и не видит – того, что конкретно сидящий перед ним юноша умеет. Обладает ли он необходимой квалификацией и имеет ли опыт её применения на практике.

- На этом месте обычно всегда кто-то говорит о том, что в конце волонтерской книжки есть страницы о пройденных курсах. Вот в них-то и можно записывать, чему человек обучился.

- Дружище, но если работодатель даже по диплому о высшем образовании не может понять, что на самом деле умеет молодой человек, то записи в книжке о каких-то курсах и семинарах его и подавно ни в чём не убедят. Ведь он видит, что по специальности человек не работал. Даже как волонтер.

- То есть ты считаешь, что в волонтерскую книжку нужно записывать не участие в мероприятиях, а что-то более серьезное? Например, постоянную работу в какой-то организации. И желательно такую, которая требует от молодого волонтера применения своих профессиональных навыков. Если он работал в качестве добровольца системным администратором, то это будет говорить в его пользу, когда он придёт устраиваться на такую же должность в фирму.

- Конечно, смысла в подобных записях было бы куда больше. Я, правда, по-прежнему не понимаю, зачем записывать это в часах? Почему не в месяцах или годах?

- У меня есть одна версия. В часах легче подсчитывать экономический эффект. Отталкиваемся от условной стоимости часа работы волонтера – 2 доллара. Умножаем на общее количество часов. И в итоге получаем, какую экономическую выгоду волонтеры принесли стране.

- Если бы стояла эта цель, то за основу взяли бы не трудовую книжку, а табель учета рабочего времени. Многие организации видят несовершенство волонтерской книжки, но стараются сделать так, чтобы от неё всё-таки была какая-то польза. Например, учат тех, кто работает с волонтерскими книжками, вносить туда содержательную и осмысленную информацию.

- И как, получается?

- На мой взгляд – не слишком. Всё-таки пять лет – это уже достаточный срок для того, чтобы судить о результатах проекта. Те, кто этот проект запускал, должны были позаботиться о появлении так называемых «историй успеха». Например: девочка волонтёрила-волонтёрила, потом послала свою волонтерскую книжку в какое-нибудь РОСНАНО, и Главный по молекулам лично её принял, пожал руку и назначил начальником отдела протоплазмы.

- Скажешь тоже! Куда уж нам до протоплазмы!

- Знаешь, я удивляюсь одному. Сейчас, когда все говорят о кадровом голоде, молодежные начальники не смогли донести до менеджеров простую мысль: о том, что волонтерская книжка – это знак продвинутой, социально-активной молодежи. Да, пусть эти ребята чего-то не знают или не умеют. Но они мобильны, обучаемы, открыты. И находятся на уровень выше тех, кто все свои школьные и студенческие годы просидел на удобном стуле. Следовательно, нормальный работодатель заинтересован в них в первую очередь.

- В общем, как это ни печально, но историй успеха нет. Тогда объясни, ради чего ребята всё время приносят свои волонтерские книжки и просят нас записать в них всё то, что они сделали?

- Я думаю, что для них эта книжка стала чем-то вроде девичьей анкеты. Раньше, до появления Интернета, девочки заводили толстые тетрадки с вопросами. Они давали их заполнять своим подружкам. Или мальчикам, к которым они питали нежные чувства. Всё время носили эти тетрадки с собой, листали и перечитывали, даже под подушкой держали.

- Ну, если так рассуждать, то можно найти аналог и у юношей – это дембельский альбом!

- Конечно! Он ведь не имеет никакого практического смысла для жизни после армии. А нужен для того, чтобы вспоминать службу и гордиться собой.

- В общем, ребята коллекционируют записи о своей волонтерской работе просто на память. И ведь это по-своему здорово! Как минимум, это показатель того, что волонтерский труд имеет для них определенную ценность.

- Но книжка, как ты понимаешь, вряд ли задумывалась как коллекция ностальгических воспоминаний. Если не вдаваться в детали, то главная идея любого подобного документа – это признание опыта, который человек накопил за время работы волонтером.

- Только получается, что признавать этот опыт никто не хочет.

- Ты знаешь, какую задачу в сфере развития молодежного волонтёрства считают одной из самых важных в Европе? Это именно задача признания навыков, которые молодой человек получил во время волонтерской работы.

- И что же у них получается?

- Они создали единый сертификат для всех участников проектов, которые финансируются программой Евросоюза «Молодежь в действии». Сейчас эта программа стала частью новой, более широкой программы ЕС, которая называется «Эразмус плюс». Одно из направлений программы поддерживает молодежное волонтёрство на европейском уровне. Называется это направление – Европейская волонтерская служба.

- Это уже интересно!

- Если кратко, система работает так. Организация, работающая с молодежью, может получить аккредитацию в качестве участника Европейской молодежной службы. После этого она вправе запрашивать финансирование на волонтерский проект.

- Волонтерский проект? Они тоже идут в парк и чинят сломанные скамейки?

- Разумеется нет! Волонтерский проект в их понимании – это отправка одного или нескольких волонтеров на работу в организацию из другой страны. Срок такой поездки – от двух месяцев до одного года. Принимающая организация из одной страны и направляющая организация из другой страны совместно подают заявку на финансирование проекта – то есть, на оплату расходов по отправке и приёму волонтеров. После этого направляющая организация подбирает волонтеров и готовит их к отправке. Они приезжают в принимающую организацию и работают там. За счет проекта оплачиваются все расходы по проживанию волонтеров, а также выплачиваются небольшие суммы на карманные расходы – от 100 до 300 евро в месяц.

- У нас некоторые получают такую же зарплату на основной работе!

- А для европейцев это – скорее инвестиции в молодежь. Они исходят из того, что молодежное волонтерство обязательно должно иметь образовательный характер. Это ключевая идея, поэтому мы возьмём её на заметку.

Специфика молодежного волонтёрства – его образовательный характер.

Работая волонтером в организации из другой страны, молодой человек не только приносит пользу самой организации и её клиентам, но и приобретает профессиональные навыки. А кроме того, привыкает ощущать себя европейцем. Стимулирование мобильности молодежи, то есть предоставление ей возможности учиться в одной стране, стать участником молодежного проекта в другой, волонтёрить в третьей, а работать в четвертой – это один из инструментов молодежной политики Европейского Союза. Он работает на задачу формирования европейской идентичности, и в конечном счете – на идею единой Европы.

- Интересно, откуда у молодежи столько времени, чтобы уезжать работать волонтером в другую страну на несколько месяцев или даже на целый год?

- Со временем у молодежи как раз обычно проблем нет. Молодёжи спешить некуда. В одном из молодежных центров Финляндии я познакомился с волонтером из Германии, который приехал туда на год, только-только закончив школу. Он решил, что пока не хочет ни устраиваться на работу, ни поступать в университет. И стал искать возможность на год стать волонтером. Ему хотелось пожить на севере Европы. Так он оказался в Финляндии. А в Германии я видел волонтеров из Украины и России, которые уже закончили университет и решили, что самое время приобрести новый для себя опыт в Европе. Пока ты молод, у тебя еще нет семьи, детей и рабочего места, которое ты боишься потерять – ты можешь себе это позволить.

- Эх, рвануть бы обратно, в молодость! Но вернемся к единому европейскому сертификату, который подтверждает достижения волонтеров.

- Этот сертификат называется «Молодежный паспорт» (Youthpass). Чтобы его получить, нужно зарегистрироваться на сайте и внести информацию о своём «проекте» в рамках Европейской молодежной службы. Заполнить нужно несколько разделов. В них – не только фактическая информация о том, где и когда ты работал волонтером, но и описание обязанностей, которые ты выполнял. Но и это еще не всё. Нужно проанализировать, какие компетенции ты приобрел за время своей волонтерской работы. Для удобства все компетенции разбиты на восемь групп.

Компетенции, которые анализирует европейский волонтер

1. Коммуникация на родном языке.

2. Коммуникация на иностранных языках.

3. Математические компетенции и базовые компетенции в сфере науки и технологий.

4. ИКТ-компетенции (компетенции в сфере новых информационных технологий).

5. Умение учиться.

6. Социальные и гражданские компетенции.

7. Инициативность и предпринимательство.

8. Понимание других культур и творческое самовыражение.

Чтобы волонтер понял смысл каждой компетенции, приводятся не только пояснения, но и вопросы, над которыми он должен подумать. Почитаем список вопросов, которые помогают волонтёру оценить развитие своих социальных и межкультурных компетенций.

Вопросы для анализа компетенций в сфере социального и межкультурного взаимодействия

- Как я устанавливал дружеские отношения с новыми людьми? Что получалось хорошо? Что не очень?

- Как я узнавал об особенностях образа жизни местных жителей? Как я с этим справлялся?

- Проявлял ли я инициативу, двигался ли навстречу другим, поддерживал ли их?

- В чем я был наиболее успешным, общаясь здесь с другими людьми?

- Как я представлял здесь особенности культуры, к которой я принадлежу? Как я их выражал?

- В чем заключался процесс моего межкультурного обучения во время проекта ЕВС (Европейской волонтерской службы)?

- Как я справлялся с культурным шоком (если мне пришлось его испытать)?

- Как я справлялся с конфликтами? Каким образом я их разрешал?

- В чем я улучшил свои навыки работы в команде?

- Какие другие социальные компетенции я развил в течение года?

- Насколько я повысил уровень своей осведомленности в межкультурных вопросах: узнал ли больше о своих собственных культурных ценностях, нормах и стереотипах, об эффектах, возникающих в результате общения с иностранцами?

- Насколько я развил собственную восприимчивость и гибкость в межкультурном взаимодействии и достиг лучшего понимания различий?

- Да, с такими вопросами по каждой компетенции заполнение сертификата похоже на глубокий самоанализ.

- Весьма точное замечание! Европейцы знакомят волонтеров с системой Молодежного паспорта еще до начала проекта. Они стараются приучить их видеть образовательный результат, который они получают во время участия в молодежных проектах. Это относится не только к волонтерству, но и другим направлениям молодежной программы ЕС. Например, сертификат можно заполнить и по итогам молодежного обмена. Молодежными обменами они называют тематические международные лагеря.

- Предположим, волонтер всё проанализировал и заполнил. А кто проверяет эту информацию?

- Достоверность информации подтверждает наставник волонтера – сотрудник организации, который его непосредственно курировал. Кроме самого волонтера и его наставника, подпись в сертификате ставит и руководитель организации. Сертификат может растянуться на несколько листов. Его скачивают с сайта в виде pdf-файла, распечатывают и ставят подписи. И, конечно, после очередного европейского проекта можно заполнить и получить следующий сертификат.

- Как я понимаю, такой сертификат можно приложить к своему резюме при устройстве на работу или подаче заявления на учебу.

- Конечно. При этом никто не переоценивает значения Молодежного паспорта. Но информации о практических умениях и об опыте, которые приобрел молодой человек во время работы волонтером, в нём более чем достаточно. А это как раз то, что важно для продолжения его профессиональной карьеры или академического роста.

- В общем, получается, что Молодежный паспорт европейцев и нашу Волонтерскую книжку вряд ли можно назвать близкими родственниками.

- Согласен. Хотя замечу, что Молодежный паспорт ненамного старше нашей книжки. Эта система создана в 2007 году. Каждый год оформляется около 50 тысяч сертификатов.

- В сравнении с книжками – не так-то и много. А как дела с историями успеха?

- Недавно европейцы провели исследование о том, какие результаты принесло введение Молодежного паспорта. Они выделили схожие с нашими проблемы –  так, сертификат еще недостаточно известен среди работодателей и учебных заведений. Наибольшая польза от сертификата в том, что он помогает волонтерам в анализе опыта, который они приобрели. Повлияло введение Молодежного паспорта и на качество молодежных проектов – сертификат стимулирует организации строить свою работу более грамотно. Ну а теперь – об историях успеха. Они приведены в конце исследования, и некоторые из них мы можем сейчас прочитать.

Истории успеха европейского Молодежного паспорта

Рассказывает Габи, молодежный работник: «Один юноша, с которым я работал, учился на повара. Во время молодежного обмена он готовил еду на 45 человек. Во время этого лагеря он убедился в том, что обладает необходимыми для такой работы математическими компетенциями. Для него, молодого человека с низким образовательным уровнем, не обладающего множеством дипломов, получение Сертификата было очень важным событием. Его мать рассказала мне через год, что этот юноша устроился на работу. Уверенность в себе, которую он приобрел, работая над Сертификатом и своими математическими способностями, а также тот факт, что он показал Молодежный паспорт своему будущему работодателю – всё это привело к тому, что он был принят на эту работу».

Рассказывает Андра, участница проекта: «Я захотела устроиться на работу в стране,  в которую я приехала для участия в молодежном проекте. Молодежный паспорт помог мне подтвердить мой опыт. Это стало основой для предоставления мне рабочей визы, и я смогла официально трудоустроиться в этой стране».

Рассказывает молодежный работник: «Юноша из Болгарии подал документы на учебу в университете в Великобритании. Результаты его теста по английскому языку были хуже, чем у других абитуриентов. Но в списке зачисленных он был одним из первых. Это произошло благодаря его Молодежному паспорту, который говорил о его активной гражданской позиции».

Рассказывает Божидар, участник проекта: «Молодежный паспорт помог мне осознать, чему я научился. Заполняя Сертификат, ты полностью анализируешь всю свою деятельность, и это круто! У меня два Сертификата: один – по результатам участия в Европейской волонтерской службе, второй – после участия в тренинговом курсе. Просто хочу сказать спасибо ЕС за то, что думает о молодежи!»

Рассказывает молодежный работник: «Я думаю, что Молодежный паспорт обладает наибольшей ценностью для самих молодых людей. Например, я знаю, что один молодой человек повесил Молодежный паспорт у себя дома в рамочке на стене».

Продолжение ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ...

Начало публикации - здесь...

Предыдущий параграфздесь...

 


 

Иллюстрации: видеоролики о молодежном сертификате Youthpass

Часть 1

 

Часть 2

 

 

Достижения науки электротехника и робототехника.
 

Уставные и отчетные документы СДМ

Уставные и отчетные документы размещены в разделе "Информация об СДМ"

Портал "Молодёжь Петрозаводска" являлся актуальным источником информации о молодежных проектах Петрозаводска и Карелии в период 2009-2015 гг. С широким распространением социальных сетей портал потерял свою актуальность и в настоящее время представляет собой архив публикаций прошлых лет.

Также портал является официальным сайтом Союза детских и молодежных общественных объединений Карелии.

Архив выпусков телепрограммы "После школы"

Медиапроект "После школы" в Контакте