Портал Молодежь Петрозаводска

Четверг
марта 28
  • Увеличить размер шрифта
  • Стандартный размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
Используйте для расчета платежей за растаможку авто таможенный калькулятор пошлин.
Home Публикации Информационные материалы "Молодёжка": поговорим о целях

"Молодёжка": поговорим о целях

Что такое "молодежь" и зачем нужна молодежная политика?

Читайте об этом в новом, только что написанном параграфе книги Дениса Рогаткина.


Денис Рогаткин

Парадоксы взросления

О том, где проходит граница между молодостью и детством, мы поговорили. А теперь посмотрим на молодежный возраст несколько свысока. Попробуем найти границу между молодежью и взрослыми.

На первый взгляд, всё просто. Человек становится взрослым, когда он начинает самостоятельно управлять своей жизнью. Он становится экономически независимым от родителей и получает право на жизненно важные решения. Захочет – женится, захочет – разведется. Захочет – переедет в другой город, а завтра – в другую страну. А потом вдруг станет… например, славянофилом. Отпустит бороду и уедет в деревню, фермерством промышлять. Все дороги открыты, никто ему не указ. Ведь он взрослый, а значит – сам себе хозяин!

На этом месте среднестатистические взрослые обычно вздыхают и погружаются в горестные раздумья, примерно такие: «Эх, как же так? Что ж у меня жизнь-то такая постылая? Мне уже далеко за тридцать, а я ни шагу в сторону не могу сделать! Все-то меня контролируют и пилят: на работе – начальство, дома – свекровь, мать, муж и даже дети… Господи, дожить бы до пенсии! Может, хоть тогда вздохну немного свободнее!»

Внутренние монологи взрослых, конечно, не всегда столь горестные, но на своё бесправие и незащищенность в нашем родном государстве сетуют практически все. Выходит, ломается наша стройная конструкция! Казалось бы, это только зеленая молодежь не может по неопытности отстоять свои интересы и добиться того, чтобы власть на неё работала. Но фокус в том, что этого не могут добиться и взрослые, за редкими исключениями. Вот и получается, что взрослыми мы стали, а ощущаем это – с трудом.

- Выходит, ты становишься взрослым в тот момент, когда ты это почувствовал, ощутил?

- Я как раз убежден в обратном. Наши ощущения здесь ни при чем. Согласись, сорокалетняя тётенька, ощущающая себя 17-летней девочкой, к молодежи никак не относится.

- А что же тогда считать критерием начала взрослой жизни? Может быть, уровень экономических возможностей?

- Тоже вряд ли. Молодым семьям часто помогают родители, но это не значит, что взрослая жизнь у них начнется лишь после того, как они смогут избавиться от их опеки. Представь, сколько взрослых людей жалуется на то, что они мало получают и ничего не могут себе позволить. Но ведь, в конце концов, их никто не заставляет трудиться на малооплачиваемой работе, никто не мешает им искать лучшей доли. Рамки, из которых они не могут вырваться, они нарисовали себе сами. Это был их личный выбор, их «взрослое» решение.

- Ага, объясни это мужику под пятьдесят, который всю жизнь проработал на единственном в поселке заводе, пока тот не развалился. Что ему остается, кроме как сидеть на пособии и пить?

- Ну, ему остается вспоминать замечательную советскую профориентацию, которая направила его в слесари или токари. Но забыла сказать, что в жизни всегда могут наступить крутые перемены.

- И все-таки вернемся к началу взрослой жизни. Ты говоришь, что его оценивают не по своим субъективным ощущениям и не по уровню экономической независимости…

- Да. Скорее – по фактической способности управлять собственной жизнью. Ты становишься взрослым, когда ты имеешь возможность самостоятельно принимать главные решения по поводу своей жизни. Это не значит, что ты всегда фактически это делаешь. Но возможность эта у тебя уже есть.

- По-моему, это очень размытая грань…

- Безусловно. Это ведь не одномоментный переход, а долгий процесс. И все-таки этот критерий вполне рабочий. Например, всех студентов я заведомо отношу к молодежи просто по факту того, что они ограничены в своем жизненном выборе, поскольку обязаны 4-5 лет проучиться в вузе и получить диплом. На эти 4-5 лет их самостоятельность весьма условна.

- Но при этом многие студенты параллельно работают. Кое-кто – даже по своей специальности.

- Если студент еще во время учебы стал классным специалистом, которому работодатель готов разрешить днём сидеть на лекциях, а работу выполнять по вечерам – это идеальный вариант! Такой студент уже доказал, что он чего-то стоит. После получения диплома ему остается принять только одно решение – остаться у прежнего работодателя или поискать другого, который готов платить ему в три раза больше. Сказка!

- Фактически ты говоришь о том, что взрослая жизнь наступает, когда человек заканчивает учебу и начинает работать?

- Пожалуй, нет. Самостоятельность его жизненных решений не всегда связана с началом работы. Например, девушка, закончив школу, решает больше не учиться и идет работать. Как правило, на неквалифицированную работу и низкую зарплату. Если сообразительности хватает – будет набираться опыта и постепенно расти. А если нет – будет продолжать жить с родителями, для которых её зарплата будет означать только отсутствие необходимости давать дочери деньги на карманные расходы. От того, что вместо школы она ходит на работу, в её жизни, конечно, кое-что изменилось. Всё-таки появилась более серьезная ответственность. Даже если ты продаешь сим-карты, ты уже, как минимум, должен не потерять выручку. Но все-таки такое рабочее место напоминает процесс освоения элементарных трудовых навыков – это больше похоже на учебную ситуацию, чем на самостоятельную работу.

- В общем, момент, когда ты начинаешь управлять собственной жизнью и становишься независимым от родителей, связан с множеством жизненных обстоятельств. У каждого это – свой индивидуальный набор.

- И при этом еще раз подчеркну: то, что ты не управляешь своей жизнью и продолжаешь сидеть на шее у родителей в свои тридцать лет, не означает, что ты не являешься взрослым. Как только ты завершил образование, либо достиг определенного уровня физической зрелости, твоя взрослая жизнь наступила – хочешь ты этого или нет. Просто у тебя она такая вот… недоделанная.

- Ну хорошо. С тем, что кто-то уходит из категории «молодежь» уже в свои 20 лет, а кто-то – лишь в 30, мы разобрались. Что нам даёт это знание?

- Прежде всего – ответ на вопрос о целях и результатах молодежной политики.

- Ну-ка, ну-ка!

- Друг, ты, как молодежный работник, должен уметь объяснять это лучше всех. Во всяком случае, тебе известно, что написано по этому поводу в официальных стратегиях.

- Конечно! Старая версия говорит, что цель молодежной политики – развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. А в новом проекте целью обозначено формирование конкурентоспособного молодого поколения россиян…

- Получается, что нынешнее молодое поколение россиян неконкурентоспособно? Интересная мысль!

- И поэтому мы, молодежные работники, должны сформировать новое, конкурентоспособное поколение. Видимо, вместо старого, неконкурентоспособного. Так получается.

- Давай подойдем к вопросу с другой стороны. Как бы ты объяснил, что такое «цель»?

- Если своими словами, то цель – это то, к чему ты хочешь прийти.

- Мысль схвачена верно. Мне больше всего нравится такое определение:

Цель – желаемое состояние объекта воздействия.

Итак, объект воздействия молодежной политики – это молодежь. И каким же должно быть желаемое её состояние после того, как мы на неё воздействовали?

- Судя по официальным определениям, молодежь должна стать более подготовленной, грамотной… в общем, конкурентоспособной. С хорошим потенциалом!

- Замечательно! А тебя не смущает, что на этот же результат работает мощная и могучая система образования? С детскими садиками, школами, дворцами творчества, техникумами, вузами и аспирантурами.

- Но у них лекции, сессии и зачеты, а у нас – форумы, тренинги, проекты…

- Так отдайте свои форумы и проекты в образование! Если у вас есть передовые методы, они должны забрать их к себе с превеликой радостью! С их-то ресурсами! Тем более, что новые ФГОСы к этому их и призывают.

- Ты какую-то мрачную перспективу рисуешь… Нас там сожрут так, что косточек не останется!

- Просто нужно правильно формулировать цели своей работы, а не красть их у соседа. Давай восстановим логику нашего разговора. Мы рассуждали о том, что молодежь – это транзитная категория. Её главная характеристика – это процесс перехода от детства к взрослой жизни. Молодые люди постепенно освобождаются от родительской зависимости и встраиваются в общество в качестве самостоятельных действующих лиц. Если говорить о цели молодежной политики, то она не в том, чтобы молодежь стала красивее и лучше. Это лишь частная задача, которую может в некоторой степени решать система молодежной работы. Например, с помощью программ неформального образования – тех самых проектов, тренингов и форумов. Но главная цель молодежной политики – помочь молодежи успешно встроиться в общество, найти в нём своё место. Сформулируем:

Цель молодежной политики – обеспечить успешное встраивание молодежи в общество.

Под обществом в этой формулировке мы понимаем всё: экономику, социальные институты, семью…

- Получается, главная цель молодежной политики в том, чтобы молодые люди перестали быть молодежью, а стали успешными взрослыми.

- Точно! Молодежная политика – это троллейбус, через который постоянно проходит поток новых пассажиров. Они всё время меняются, но всех их нужно доставить из пункта Д (детство) в пункт В (взрослая жизнь). Троллейбус ездит по этому маршруту всегда, иногда меняя водителей, схему движения, колеса, кресла или стоимость проезда.

- Это, конечно, образно. Но все-таки, в чем разница между «формированием конкурентоспособного поколения» и «успешным встраиванием в общество»? Стоит ли ломать копья, если это, по сути, один и тот же троллейбус?

- В том-то и дело, что это разные троллейбусы! На маршруте «К» (конкурентоспособность) ты едешь к самому себе, только более совершенному. Тренинги, форумы, разговоры об инновациях, всплеск эмоций… а потом конечная остановка, на которой стоит ларек. Ты сидишь в нём и торгуешь булочками, несмотря на всю свою «конкурентоспособность». Ты уже идеален, тебе нет равных, но почему-то никто вокруг этого не понимает. А как объяснить – ты не знаешь, ведь ты уже разговариваешь совсем на другом языке. Но тебе хорошо – ведь булочки такие вкусные!

- Ну а что же должно происходить на маршруте «В», который про «встраивание в общество»?

- А на маршруте «В» происходит следующее. Водитель этого троллейбуса понимает, что если молодой человек с высшим образованием приедет на конечный пункт, чтобы торговать булочками, то он, водитель, перепутал маршрут. Не туда свернул. Потому что молодежь – это гораздо более важный для общества ресурс, чем нефть и газ. И этот ресурс нужно ценить. Нельзя относиться к нему расточительно. Если молодежь будет занимать в жизни не те места, на которых от неё будет максимальная отдача, то это не только проблема молодежи – это проблема всего общества. Особенно если учесть то, что наше общество – стареющее. Доля молодежи все время уменьшается. Поэтому в интересах общества встраивать молодежь таким образом, чтобы получать от молодежи максимальную пользу. Дешевле сейчас запустить этот троллейбус, чем потом решать проблемы молодых людей, которые не смогли адаптироваться к взрослой жизни.

- О! По-моему, ты тоже говоришь о пресловутой «способности молодежи приносить доход»!

- Дружище, в том-то и дело, что я ничего не говорю о «способности молодежи». При чем здесь её «способность»? Молодежная политика должна быть направлена не на формирование у молодежи каких-то способностей  – это только частный случай, который занимает своё почетное место в системе молодежной работы. Молодежная политика должна работать на создание механизмов встраивания молодежи в общество. Это означает, что нужно изменять не столько молодежь, сколько само общество. Если хочешь – систему взаимодействия общества и молодежи.

- Приведи пример!

- Да молодежка сплошь состоит из таких примеров! Давай возьмем программу обеспечения жильем молодых семей. Погоди хвататься за голову, практику оставим за скобками – поговорим об идее. Когда государство запускает такую программу, оно что – повышает конкурентоспособность молодежи? Развивает её потенциал? Конечно, нет! Государство создает элементарные, базовые условия для того, чтобы молодежь имела возможность жить в этом городе и в этой стране. То есть оно встраивает молодежь в жизнь общества.

- Понятно. То же самое – с программами поддержки молодежного предпринимательства. Главная цель – не развить предпринимательскую жилку юного бизнесмена, а помочь ему начать собственный бизнес. То есть – помочь инициативной молодежи встроиться в систему экономических отношений. Так?

- Конечно. Каждый такой механизм – это новая остановка нашего троллейбуса, идущего по маршруту «В». Двери открываются – и у тебя появляются какие-то новые возможности, связанные с твоей самостоятельной жизнью. Где нравится – там и выходи!

- Какая-то идеальная картинка. А где же трудности, препятствия?

- А тебе их не хватает? По-моему, этого добра достаточно и без наших усилий. Знаешь, как формулируют молодежную стратегию страны Северной Европы? Очень просто: «Сделать Европейский Север лучшим в мире местом для жизни молодежи». А дальше – небольшое пояснение: если мы этого не сделаем, то молодежь будет покидать наш регион и уезжать в более тёплые страны. И тогда мы столкнемся с серьезными проблемами: сначала – демографическими, а затем и экономическими.

- По-моему, вполне универсальный поход. «Сделаем Россию лучшим в мире местом для молодежи!» Неплохой лозунг для нашей молодежной политики.

Продолжение уже написано! Читайте его здесь...

Предыдущий параграф книжки - здесь...

Начало публикации - здесь...

Достижения науки электротехника и робототехника.
 

Уставные и отчетные документы СДМ

Уставные и отчетные документы размещены в разделе "Информация об СДМ"

Портал "Молодёжь Петрозаводска" являлся актуальным источником информации о молодежных проектах Петрозаводска и Карелии в период 2009-2015 гг. С широким распространением социальных сетей портал потерял свою актуальность и в настоящее время представляет собой архив публикаций прошлых лет.

Также портал является официальным сайтом Союза детских и молодежных общественных объединений Карелии.

Архив выпусков телепрограммы "После школы"

Медиапроект "После школы" в Контакте