Портал Молодежь Петрозаводска

Суббота
апреля 20
  • Увеличить размер шрифта
  • Стандартный размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
Используйте для расчета платежей за растаможку авто таможенный калькулятор пошлин.
Home Публикации Информационные материалы Денис Рогаткин. Руководителю молодежной телестудии

Денис Рогаткин. Руководителю молодежной телестудии

МП начинает публикацию новой книги Дениса Рогаткина под рабочим названием "Руководителю молодежной телестудии".

По мере написания новых глав они будут размещаться на МП. Автор будет признателен читателям за отклики, критические замечания и ценные советы.


Денис Рогаткин. Руководителю молодежной телестудии

Главы из книги, которая уже пишется

Двадцать лет спустя

Двадцать лет назад, когда я начинал работать в подростковом клубе по месту жительства, мне и в страшном сне не могло бы присниться, что когда-нибудь я буду заниматься созданием молодежной телепрограммы.

Тогда, в 1995 году, мы создавали нечто иное – а именно, собственную детскую организацию. Она получила странное по нынешним меркам название – Юниорский союз «Дорога». Слово «юниорский» должно было намекать на то, что работаем мы с детьми и юношеством, ну а «дорога» – что мы всё время куда-то идём. Известный закон «как вы яхту назовёте…» немедленно начал действовать, и мы зашагали куда-то этой дорогой.

Сначала, как и множество других подобных клубов, ходили в походы, ездили в лагеря, пели песни под гитару и радовались тому, как изменяются лица детей в процессе этой незамысловатой деятельности. Затем нам стало уже не так интересно вариться в собственном соку, и мы приступили к освоению новых пространств.

Первым нашим проектом городского масштаба стала Декада Крапивина. Так уж удачно совпало, что в 1998 году известному детскому писателю Владиславу Крапивину исполнялось шестьдесят – именно в то время, когда это было нам нужно! Мы запустили городской конкурс сочинений, рисунков и интеллектуальную игру по его книгам. Победителей Декады Крапивина ожидало приглашение на запись передачи на региональном телевидении – ГТРК «Карелия».

В те времена в распоряжении региональных телерадиокомпаний имелось 2-3 часа эфира в день в сетке второго канала. Времени хватало на всё, в том числе на программы для детей и юношества. На ГТРК даже существовала отдельная редакция детского и молодежного вещания.

Мы предложили нашим добрым знакомым из этой редакции сделать по итогам Декады Крапивина телепередачу. Они с энтузиазмом отнеслись к этой идее и вскоре получили добро от начальства.

Я написал сценарий. В студию программы должны были явиться отрицательные герои произведений Крапивина и бросить детям вызов. У каждого героя была особенная перчатка, которую он эффектно швырял в качестве приглашения на дуэль. Один из «антигероев», начальник пионерлагеря по своей книжной должности и завхоз в душе, бросал резиновую хозяйственную перчатку, перед этим усердно её надувая. Эта сцена вызвала особое оживление в молодежной редакции: «Ух ты, как интересно!» Детям во время записи и вправду было смешно.

Семён Либман в роли начальника пионерлагеря из книги "Всадники со станции Роса"

«Антигерои» доказывали, что книги Крапивина вредны, и поэтому их нужно запретить. В свою очередь, дети должны были эти аргументы опровергнуть и защитить своего любимого писателя от несправедливых нападок. Что они, естественно, и сделали, с честью победив в этой телевизионной дуэли.

Передача получилась весёлая, и в дальнейшем мы еще не раз сотрудничали с ГТРК. На некоторое время я даже оказался в роли ведущего детской телеигры – нужно было срочно запускать этот проект, а ведущего не было. «Выручай!» – сказали телевизионщики, нацепили на меня полосатую футболку, колпак, и в таком виде выпустили в эфир.

 

Все эти события еще не были началом нашей телевизионной истории. Максимум – прелюдией.

Тем временем в мэрии Петрозаводска решили, что пора бы наконец заняться школьным самоуправлением. В те годы я уже работал в Детско-юношеском центре, который подчинялся мэрии, и так случилось, что заняться самоуправлением пришлось мне. Сейчас бы, конечно, я спустил это безнадежное дело на тормозах. Но тогда мы с коллегами отнеслись к поручению начальства со всей серьезностью. Последующие события показали, что не зря: в городской школьный совет, который мы создали, пришли замечательные старшеклассники, работа с которыми была для нас огромным удовольствием.

Вместе с этими ребятами мы придумали открыть при ученических советах школ правозащитные приёмные. Им предстояло защищать права учеников. А тут как раз подвернулся подходящий грантовый конкурс, и мы решили попробовать написать первый в истории нашей организации грантовый проект.

Собственно, это и стало отправной точкой наших телевизионных дел. Помимо традиционных для тех лет компьютера и принтера, мы заложили в бюджет проекта покупку видеокамеры. Написали, что будем снимать мероприятия и отдавать видео на местные телеканалы. Даже проконсультировались у знатоков, какую камеру покупать. «Покупайте Супер-ВХС», – ответили знатоки. Перспектива перехода на цифру на местном телевидении тогда еще не просматривалась.

Грант мы выиграли, и пришла пора покупать оборудование. Мы порылись в Интернете и обнаружили, что на рынке появились цифровые камеры формата Мини-ДиВи. Хочешь – сбрасывай цифровой сигнал в компьютер, а не хочешь – подключи шнур к разъему Супер-ВХС и перегоняй видео на аналоговый магнитофон. Такую камеру мы и купили. И стали снимать!

Прослышав об этом, наши друзья с городской телекомпании «Петронет» предложили нам приносить им видео с молодежных мероприятий. Они превращали это «сырьё» в сюжеты для выпусков новостей. Мы перегоняли им наши съемки, а затем смотрели в новостях, что у журналистов получилось из них сделать. Редактор «Петронета» подкинул нам учебные фильмы из серии «Как делать телевидение», а журналисты иногда делились своими пожеланиями о качестве материала. Постепенно мы набивали руку. В организации появилась группа из нескольких старшеклассников, которые научились снимать и монтировать.

 

Завершением правозащитного проекта стал летний лагерь школьных активистов. Юристы проводили для ребят ролевые игры, а параллельно те самые несколько старшеклассников учили всех остальных, как обращаться с видеокамерой и брать интервью. После возвращения в город я посмотрел отснятый материал. Сжимать его до короткого новостного сюжета стало жалко, и я собрал 12-минутный фильм. Принёс на «Петронет», и фильм был поставлен в эфир.

С тех пор мы стали чаще приносить телевизионщикам не сырье, а готовые сюжеты – поначалу по-прежнему для выпусков новостей. Помню один из первых – о Ярмарке молодежных инициатив. Дети смонтировали видеоряд на 1 минуту 50 секунд, а потом сели начитывать текст. Спросите, почему не наоборот? Текст писать трудно, а картинки склеивать – легко. Вот они и склеились быстрее, чем написался текст. Когда текст начитали, то получилось – не более минуты. И это было бы замечательно, если бы была записана хоть парочка интервью. Но их почему-то не оказалось. Из двух вариантов – добавить в текст побольше слов или начитать помедленнее – выбрали второй. Представьте, каково читать текст почти в два раза медленнее, чем обычно! Получилось не с первой попытки, но в итоге всё-таки удалось. Каждое слово в сюжете обрамляла сочная МХАТовская пауза!

«Начитать-то можно было бы и побыстрее!» – сказали на «Петронете» и поставили сюжет в ближайший выпуск новостей.

 

А потом были индейцы. По Первому каналу шёл «Последний герой» – игра, подарившая множество экстравагантных идей людям, которые работают с детьми и молодёжью. Вот и мы под влиянием этого проекта придумали маленькое реалити-шоу. Проходило оно на легендарной загородной базе ДЮЦ в Лучевом. В то время там стоял щитовой домик – с печкой, но без воды и электричества. В этом домике мы ночевали, а остальное время действие разворачивалось в лесу, где лежал снег примерно по пояс. В этих сугробах поселилось несколько индейских племен, которые должны были в течение трёх дней зарабатывать золото.

Золото выдавали за победу на экстремальных конкурсах. Его можно было обменять на продукты, чтобы приготовить себе еду на костре. Если заработать ничего не удалось, то можно было «съесть» самого ненужного члена своего племени. Одно голодное племя в начале игры действительно кого-то съело. Молодежная редакция ГТРК потом давилась от смеха, наблюдая, как дети с табличками излагают на камеру веские причины, по которым они хотят съесть того или иного своего собрата.

В конце игры команды покупали на оставшееся золото карты индейских сокровищ и отправлялись их искать. Сокровище было одно-единственное, и это был «индейский вигвам» – палатка, которую подвесили к верхушке огромной сосны посреди острова. Команды бежали примерно километр по льду, повсюду натыкаясь на таблички типа «копайте здесь». Поначалу и вправду пытались копать посреди озера, пока не упирались в твёрдый лёд.

Самое смешное: это шоу мы снимали на единственную имевшуюся у нас камеру! Причем аккумулятор  тоже был в единственном числе. А поскольку электричества на базе не было, то в перерывах между конкурсами наши операторы бежали на соседнюю базу и ставили там аккумулятор на подзарядку. Тем не менее, непостижимым образом всё было отснято, а затем мы смонтировали из этого восемь серий. Восемь дней подряд в эфире «Петронета» после вечерних новостей выходили наши «Индейцы».

 

Всё это время мы в будничном режиме продолжали дело, начатое во время правозащитного проекта – издавали самодельную газету о правах школьников. Называлась она «Школа – территория закона». Дети писали небольшие фельетоны о нарушениях прав учеников, с которыми они сталкивались. Номера школ и фамилии учителей при этом не называли. Газету распечатывали на листочках формата А4 и развешивали по школам. Одновременно материалы нового выпуска появлялись на сайте. Поскольку ситуации, о которых рассказывала газета, были типичными, то часто в самых разных школах начинали думать, что написано именно про них. Иногда вызывали наших детей к директору и требовали прекратить позорить честь школы. А иногда реагировали вполне адекватно и прекращали те мелкие безобразия, о которых рассказала газета.

В один прекрасный день возникла идея: «А давайте-ка мы будем делать не только газету, но и телепередачу!» Так появилась телепрограмма «Школа – территория закона». Первый выпуск вышел на экран в феврале 2004 года.

Мы заранее подготовили несколько выпусков и принесли их на «Петронет». Идея поставить программу в сетку еженедельно поначалу вызвала легкое замешательство в рядах наших партнеров. Они взяли пару недель на размышление, но в итоге сказали «да». Первый сезон программы шел с февраля по май. В следующем учебном году мы вышли в еженедельный эфир уже с октября.

Хронометраж программы – около 10 минут. Заполняли мы его так: сюжеты о наших правозащитных проектах, обзоры выпусков газеты «Школа территория закона» и игровые ролики о правах детей, которые мы сами же и снимали.

Тогда мы работали в скромном помещении – небольшой мансарде, доставшейся молодежи города от бывшего детского сада. Там располагался компьютерный класс для молодежных организаций. На этих компьютерах и монтировали, посвящая этому занятию выходной день – воскресенье. Поначалу посадили ведущих программы на фоне компьютерных мониторов. А затем обнаружили в редакторе кнопочку «хромакей». Решили попробовать: поставили ведущих на фоне белых жалюзи, висевших вдоль нескольких окон. И – о чудо! – компьютер любезно согласился заменить наши жалюзи на фон виртуальной студии. Тут же сделали скриншот сайта «Школа – территория закона» и поставили его в качестве фона. Наши ведущие стали выглядеть более или менее прилично.

 

В 2005 году мы решили сделать… телемарафон. Остается только удивляться невозмутимости главного редактора «Петронета» тех лет Сергея Соловьева. Другой бы отправил с такими идеями в каком-нибудь далёком направлении, а Соловьёв лишь спросил: «Ну, а как ты себе это представляешь?»

За неделю до Дня Победы мы собрали в Детско-юношеском центре человек 50 из наших молодежных организаций. ДЮЦ тогда располагался в бывшем детском садике. Крыша текла, штукатурка на стенах отваливалась – в общем, не слишком смахивал ДЮЦ на телестудию. Поэтому мы и собрали всех не днем, а ночью. Натянули в зале маскировочную сетку, выключили свет, включили два прожектора, установили свечки вокруг красной звезды. До этого мы подготовили несколько сюжетов о том, как молодежные организации готовятся ко Дню Победы. Мы показывали эти сюжеты, наши ведущие общались с гостями студии, кто-то пел песни… Замысел состоял в том, чтобы начать марафон 8 мая и завершить его в ночь на 9 мая. В 1945 году акт о капитуляции гитлеровской Германии был подписан в 0 часов 43 минуты, и этим марафоном молодежь первой встречала момент наступления Победы.

Снимали мы это всё на две камеры. В середине ночи, еле живые, участники марафона наконец-то разбрелись по ДЮЦ и улеглись на ночёвку в спальных мешках. А у нас оставалась неделя на то, чтобы всё это смонтировать. В итоге полуторачасовой марафон был готов непосредственно 8 мая. Мы появились с ним на «Петронете» за пару часов до эфира. Такие эпизоды приносили нам редкое удовольствие от того, что долгая, трудная, монотонная работа завершилась вполне приличным результатом.

 

Надо сказать, что всё это время телепрограмма не была моим единственным и главным занятием. Я по-прежнему руководил детской организацией, вёл несколько грантовых проектов (на деньги одного из них мы создали тот самый компьютерный класс и купили очередную видеокамеру, – теперь уже полупрофессионального, а не любительского уровня). В Детско-юношеском центре я дорос до заместителя директора, и теперь отвечал не только за свою организацию, но и за все программы и проекты ДЮЦ.

Однажды – было это в 2006 году – я понял, что ни физически, ни морально не потяну редакцию в следующем сезоне. Очередное поколение детей заканчивало школу и покидало нашу телепрограмму. Ребят помладше было не так много. Требовалось собирать и обучать новых. Но я был на это не способен. Не было внутри необходимого количества энергии для того, чтобы снова создать что-то живое. И я решил передать работу с редакцией своей ученице, которая только-только закончила школу. Она согласилась, но с одним условием: это будет не «Школа – территория закона», а какая-то другая передача. Объяснила, что делать правозащитную программу не готова. Я предоставил ей полную свободу творчества: «Попробуй придумать что-нибудь другое».

В итоге ничего толком не придумали, и в один прекрасный момент я сказал: «Давай так: пусть программа называется «После школы». И будет рассказывать о том, чем можно заняться в нашем городе после школы».

В декабре 2006 года программа «После школы» впервые вышла в эфир. Еще немного, и можно будет торжественно отмечать её десятилетие. На каком-то этапе я вернулся к руководству программой и за эти годы не раз угрожал детям «прикрыть эту лавочку» в те нередкие моменты, когда они пытались увильнуть от ответственности.

 

Я действительно считаю, что программа живёт до тех пор, пока это нужно самим детям. Пока они хотят её делать. А вот о том, как помочь им этого захотеть, мы обязательно поговорим на следующих страницах этой книжки.

Продолжение читайте здесь...

 

Достижения науки электротехника и робототехника.
 

Уставные и отчетные документы СДМ

Уставные и отчетные документы размещены в разделе "Информация об СДМ"

Портал "Молодёжь Петрозаводска" являлся актуальным источником информации о молодежных проектах Петрозаводска и Карелии в период 2009-2015 гг. С широким распространением социальных сетей портал потерял свою актуальность и в настоящее время представляет собой архив публикаций прошлых лет.

Также портал является официальным сайтом Союза детских и молодежных общественных объединений Карелии.

Архив выпусков телепрограммы "После школы"

Медиапроект "После школы" в Контакте