Портал Молодежь Петрозаводска

Вторник
апреля 16
  • Увеличить размер шрифта
  • Стандартный размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
Используйте для расчета платежей за растаможку авто таможенный калькулятор пошлин.

Про белого бычка

МП публикует новый параграф "Настольной книги для тех, кто отвечает за молодежь".

Д. Рогаткин: "Этим параграфом я завершаю теоретическую часть книжки. Скоро пойдут зарисовки о Петрозаводске. Но если у кого-то есть вопросы по всем предыдущим темам, или кто-то считает, что нужно поговорить еще о чем-то - пишите, обсудим!"

 


Денис Рогаткин

Про белого бычка

Основатель скаутинга сэр Роберт Баден-Пауль был не единственным гением, идеи которого молодежка пропустила мимо ушей. За 40 лет до появления скаутского движения, в середине XIX века, русский педагог Ушинский произнёс примерно следующее: «Ребенок не готовится к жизни, а уже живёт». Чтобы молодёжка это услышала, понадобилось всего лишь полтора века.

Долгие годы молодежка отвлекала подростков от соблазнов и опасностей, скрашивая их досуг. Затем, согласившись с Баден-Паулем, начала было готовить подрастающее поколение к будущей самостоятельной жизни. Но вскоре неожиданно для себя подошла к Ушинскому, уразумев, что молодые люди не начнут жить когда-нибудь потом, став взрослыми, а живут уже сегодня.

За этим открытием последовал новый поворот в понимании целей молодёжной работы.

- Насколько я понимаю, речь идёт о конце 1990-х годов.

- Да, можно сказать, что этот поворот происходил на рубеже XX и XXI веков.

- Неужели до этого в мире никогда не слышали о том, что ребенок не готовится к жизни, а живёт уже сейчас? Это всё равно, что открыть для себя истину о том, что «ребенок – тоже человек». По-моему, всё это старо, как мир.

- Конечно, это слышали не раз. Да только вот почему-то смысл этих прописных истин никак не мог пробиться в головы молодежных стратегов. Видимо, там стояли какие-то фильтры, которые отсекали весь «абстрактный гуманизм».

- Но в итоге они всё-таки согласились с тем, что молодежь – это тоже люди.

- Если конкретнее, то они поняли, что молодежь – это важная часть общества. Раньше к молодым людям относились как будущим членам общества, которые пока еще только готовятся к полноценной взрослой жизни. А теперь признали, что молодые люди являются членами общества уже сейчас. А следовательно, молодежка должна заниматься не их будущим, а их настоящим.

- Сначала считали, что молодежь нужно оберегать. Затем решили, что её нужно развивать. А теперь?

- А теперь поняли, что её нужно вовлекать. Или, если хочешь слово посолиднее, – интегрировать. Главной задачей стало преодоление отчужденности молодежи от всего остального общества.

- Ну так ведь это ни что иное, как молодежное участие!

- Совершенно верно! Идея молодежного участия получила признание и заняла почётное первое место.

- А как же профилактика и развитие? Они отошли в сторону?

- Я бы не сказал, что они отошли в сторону. Скорее – на второй план. То, как изменяются подходы к работе с молодежью, можно сравнить со сказкой про белого бычка.

- То есть?

- Смотри. Сначала целью было вырастить молодых людей свободными от проблем. Через какое-то время уточнили: «Не имеющий проблем – еще не значит хорошо подготовленный». И признали основной целью формирование жизненных навыков молодежи, то есть её развитие. Но вот прошло еще какое-то время, и сказочка была продолжена. Теперь она звучит так:

Не имеющий проблем – еще не значит хорошо подготовленный,

а хорошо подготовленный – еще не значит полностью вовлечённый.

- Видимо, через какое-то время эту «сказку про белого бычка» продолжат в том же духе. Заменят точку на запятую и скажут: «А полностью вовлечённый – еще не значит…» – и дальше будет что-то новое. Лет через двести список растянется на три листа!

- Согласись, в этом подходе есть большой плюс: происходит не отрицание предыдущего этапа, а расширение его рамок. Предыдущие цели остаются, но становятся частью новой, более широкой картины. Давай для закрепления всего сказанного сформулируем то, как сейчас в мире понимается главная цель работы с молодежью.

Цель системы работы с молодежью –

обеспечить полномасштабную вовлеченность молодежи в жизнь общества.

- По-моему, мы вернулись к разговору о целях молодежной политики. Мы уже говорили о том, что она должна встраивать молодежь в общество.

- Совершенно верно! Мы прошли большой круг и вернулись к исходной точке. И теперь мы можем посмотреть на окружающий нас пейзаж другими глазами. Например, если раньше могло показаться, что встраивание молодежи в общество должно происходить в тот момент, когда она начинает взрослую жизнь, то теперь мы точно знаем, что этим нужно заниматься задолго до того. Ведь молодежь не готовится к будущей жизни, а живёт уже сейчас.

- Возникает резонный вопрос: каким образом нужно вовлекать молодежь в жизнь общества? Что конкретно нужно делать?

- На этот вопрос сейчас дают такой ответ: это могут быть любые формы, но главное – чтобы они предполагали партнерские отношения между молодежью и взрослыми. Идея партнёрства молодежи и взрослых выходит на передний план.

- Лестница Харта?

- Да, она вполне годится. Хотя уже появились и другие схемы, в которых отношение к молодежи как к партнерам взрослых сформулировано более отчетливо. Вот одна из них:

Овалы на схеме – это линзы, сквозь которые молодежный работник должен смотреть на свою деятельность. Пафос схемы в том, что молодежи хоть и необходимо, но всё же недостаточно находиться только в роли получателей услуг. Можно придумывать сколько угодно образовательных форумов, семинаров и тренингов, но нельзя сводить к этому смысл работы с молодежью. Ведь наша главная цель – не подготовить молодых людей к будущей жизни, а вовлечь их в сегодняшнюю реальную жизнь. А для этого молодым людям нужно предоставить возможность стать партнерами взрослых, делать с ними что-то совместно.

- Волонтёрство, молодёжные проекты, участие в работе общественных организаций, диалог с властями… Что-то из этой серии?

- Да, это вполне подходящие примеры. На самом деле, партнерство молодежи и взрослых должно быть везде, например в школе или семье. Ведь принцип партнёрства нужно продвигать во всех сферах жизни общества.

- Следовательно, молодёжка должна налаживать каналы молодежного участия – развивать такие способы взаимодействия, в рамках которых молодежь и взрослые станут партнерами. Верно?

- Да, это именно то, о чём нужно думать при разработке молодежных стратегий. Не о том, как бы нам получше развивать молодежь, – это вспомогательная задача, – а о том, как сделать её активным участником окружающей жизни, равноправным партнёром взрослых. Интеграция молодежи – это задача номер один, а задача её развития выполняет вспомогательную роль.

- На схеме есть и еще одна линза – про лидеров. Что ты скажешь о ней?

- Эта линза напоминает нам, что у молодёжи должна быть возможность не только приобрести опыт партнерских отношений с взрослыми, но и стать инициатором изменений в обществе. Самый простой вариант – реализовать собственные идеи и проекты.

- Это то же самое, о чём говорит верхняя ступень Лестницы Харта – инициатива молодежи и совместная реализация проекта вместе с взрослыми.

- Примерно так. Авторы схемы подчеркивают, что побывать в роли лидеров способны немногие, однако этот путь для молодежи должен быть открыт.

- Ну хорошо. Давай вернемся к общей картине. Как ты объясняешь то, что идея вовлеченности молодежи в общество вышла на передний план? Чем вызван этот поворот?

- Я думаю, что молодежь начала играть более заметную роль объективно, поэтому к ней и стали более серьезно относиться. В прежние, индустриальные десятилетия общество было устроено по принципу лестницы. Старшее поколение находилось на верхних ступенях и заведомо являлось более компетентным, опытным, могучим. А молодежи следовало постепенно перенимать его опыт и подниматься вверх. Теперь же картина резко изменилась – «ступени роста» исчезли. Мир стал мобильным, и молодежь во многом соответствует ему лучше, чем взрослые. За взрослыми остались опыт, связи, ресурсы, но им гораздо труднее изменяться и поспевать за новыми технологиями. Молодежь же схватывает всё новое буквально на лету. Возникла очень интересная ситуация: многим вещам молодежь по-прежнему учится у взрослых, но в то же время и взрослые теперь всё чаще учатся чему-то у молодежи.

- Ну да, школьники учат своих родителей, как пользоваться смартфонами и планшетами.

- А бабушек и дедушек «подсаживают» на соцсети. В общем, способность молодежи быстро схватывать стала её важным преимуществом. А это значит, что во многих сферах деятельности без участия молодежи уже не обойтись.

- В самом деле, трудно представить IT-компанию, в которой обошлись бы без молодежи.

- Сейчас становится всё более заметно, что молодежь – это дефицитный ресурс. Молодых людей рождается не так много, как хотелось бы. Традиционные общества начинают стареть. А дефицит молодежи – это дефицит трудовых ресурсов, который рано или поздно приводит к серьёзным экономическим и социальным проблемам. Накопившееся понимание того, что молодёжь – это не проблема общества, а его важный ресурс, привело к усилению внимания к ней. Вовлеченность молодёжи в общество стали воспринимать как условие успешного развития самого общества, а не только молодежи.

- И поэтому начали прислушиваться к молодежи и стремиться создать для неё хорошие условия жизни.

- У идеи максимального вовлечения молодежи в жизнь общества есть два главных основания – экономическое и правовое. Экономическое – это значимость молодежи в структуре трудовых ресурсов. А правовое основание исходит из признания самоценности жизни молодого человека. Жизнь молодежи имеет такую же ценность, как и жизнь взрослых, и поэтому они имеют право на то, чтобы их интересы и мнения учитывали – то есть право влиять на общество, быть его полноправными участниками. А поскольку прав и возможностей у молодежи меньше, то нужно предоставить ей дополнительные рычаги влияния.

- В общем, идея вовлечения молодежи в общество обосновывается, с одной стороны, потребностями экономики, а с другой – правом молодых людей на участие в жизни общества.

- Всё это верно – в теории. Только не будем забывать, что практика молодежного участия находится в глубоком кризисе. Если оглянуться назад, то можно заметить забавное совпадение: пока традиционные молодежные организации еще справлялись с задачей вовлечения молодежи в активную деятельность, молодёжка занималась профилактикой. Как только молодежные организации начали отмирать, она заговорила о важности участия.

- Ага, спохватилась!

- Вот и возникает вопрос: за счет чего молодежка будет решать новые задачи? Ведь никакой адекватной замены традиционным молодежным движениям не предложено. Спрашивается, какие структуры будут отвечать за развитие партнёрских отношений между молодежью и взрослыми?

- По идее, этим должны заниматься все.

- А в реальности это означает, что этим не занимается никто. И в результате – на примере всё той же Финляндии – мы видим, как молодежные работники идут на второй круг: всё чаще и чаще возвращаются к профилактике как к главному смыслу своего труда. А вместо роли партнёров молодежь всё чаще оказывается в позиции клиентов.

- В общем, наметилось явное противоречие межу новыми задачами и сложившейся практикой. Пока возможностей молодёжке явно не хватает.

- Я думаю, не хватает ей не возможностей, а той самой молодёжной мобильности. Вместо того, чтобы быстро сориентироваться в новой ситуации и измениться, система демонстрирует инстинкт самосохранения – пытается продержаться еще какое-то время в устаревшем виде. А ведь выбор ясен – либо молодежка изменится и найдёт своё место, либо она за ненадобностью будет закрыта.

- Судя по тому, что молодежь стала для общества столь важна, заказ на молодежку есть.

- Уже появились и первые признаки конкуренции за молодёжь. Даже наши губернаторы заговорили о том, что нужно удержать молодежь в регионах, пока вся она не уехала в столичные города и за границу.

- Ну что ж, самое время учиться у Северной Европы, которая ставит перед собой задачу стать лучшим в мире местом для проживания молодёжи, несмотря на свой суровый климат. Я думаю, там тоже едва ли в восторге от европейской идеи стимулировать молодежную мобильность.

- С этим ничего не поделаешь. Современный мир мобилен, и люди будут всё меньше привязаны к одному и тому же месту жительства. Молодежь будет ехать туда, где она нужна и где ей лучше. Но если власть превращает свою страну, свой регион в привлекательное место для молодежи, то вместо уехавших будут приезжать другие.

-  Но согласись: привлекательность территории зависит не от молодежки. Она вряд ли играет здесь роль первой скрипки.

- Да, соглашусь, но только отчасти. Конечно, если регион загибается, производство останавливается, работы нет, жильё разваливается – его не спасет даже самая эффективная молодежная политика. Да её в таких регионах обычно и не встретишь, поскольку денег на неё нет.

- И в данном случае будет справедливо развивать мобильность молодёжи – нужно показать ей, что нет смысла сидеть без работы, если ты можешь реализовать себя в другом регионе или другой стране.

- Верно. Но если не брать крайние случаи, когда молодежи остается только уезжать, грамотная молодёжная политика может добиться многого. Давай представим себе это на примере нашего старого знакомого – Васи.

- Надеюсь, на этот раз он уже не только не имеющий проблем, но и хорошо подготовленный?

- Но пока еще не вовлеченный. У него есть множество сертификатов об обучении на разного рода курсах и тренингах, из которых следует, что Вася много чего умеет. Но ни в какой реальной деятельности Вася не участвовал – только учился, учился и учился. В результате его в городе никто не знает, взрослые не здороваются с ним на улице за руку, и нигде его не ждут. Как ты думаешь, где Васе лучше начинать свою карьеру – в родном городе или в столице?

- Видимо, его со своим городом ничего не связывает. Поэтому его стартовые возможности «здесь» ровно такие же, как и «там».

- Следовательно, он имеет больше шансов на успех, уехав в столицу или за рубеж. Вот тебе и ответ на вопрос о том, какой вклад молодежка может внести в копилку привлекательности своей территории. Сделайте молодежь вовлеченной в жизнь своего города. Добейтесь того, чтобы молодых людей здесь держало какое-то дело. Чтобы они знали свой город не только по витринам супермаркетов. Будьте для молодёжи партнерами, и она увидит, что нужна именно здесь. И что где-то там ей придется зарабатывать свою репутацию с нуля, а здесь ей уже доверяют.

- Слушай, это несколько напоминает проповедь. Может быть, спустимся с небес на землю? Мне кажется, что просто молодежи должно быть интересно жить в своём городе.

- Поддерживаю! Молодежная политика должна думать и об этом. Культурная афиша, да и вся городская среда в целом, традиционно была адресована взрослым. Встречаются города, в которых вообще нет мест, где молодежь могла бы проводить своё свободное время. Признав, что молодежь – это важная часть общества уже сейчас, нужно сделать второй шаг: изменять всю среду обитания, сделав её более дружественной к молодежи.

- В общем, работы у молодёжки впереди – хоть отбавляй!

- Если она пойдет этой дорогой, то сидеть без дела ей точно не придется!

Продолжение ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ!

Начало публикации - здесь...

Предыдущий параграфздесь...

 

Достижения науки электротехника и робототехника.
 

Уставные и отчетные документы СДМ

Уставные и отчетные документы размещены в разделе "Информация об СДМ"

Портал "Молодёжь Петрозаводска" являлся актуальным источником информации о молодежных проектах Петрозаводска и Карелии в период 2009-2015 гг. С широким распространением социальных сетей портал потерял свою актуальность и в настоящее время представляет собой архив публикаций прошлых лет.

Также портал является официальным сайтом Союза детских и молодежных общественных объединений Карелии.

Архив выпусков телепрограммы "После школы"

Медиапроект "После школы" в Контакте