Портал Молодежь Петрозаводска

Четверг
марта 28
  • Увеличить размер шрифта
  • Стандартный размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
Используйте для расчета платежей за растаможку авто таможенный калькулятор пошлин.
Home Публикации Информационные материалы Кризис жанра, или не в деньгах счастье

Кризис жанра, или не в деньгах счастье

В новом параграфе "Молодёжки" мы поговорим о кризисе.

Некоторые считают, что кризис проявляется в сокращении финансирования работы с молодежью. Но если присмотреться, то можно увидеть: кризис - не в кармане, а в головах...


Денис Рогаткин

Кризис жанра, или не в деньгах счастье

Теперь настало время рассказать всю правду. Заключается она в том, что Ассоциация игровых автоматов – это далеко не единственный источник финансирования финских НКО. С игровыми автоматами успешно конкурирует компания «Вейккаус» – национальный оператор лотерей. Львиная доля прибыли этой компании поступает в Министерство образования и культуры Финляндии, которое распределяет доходы от лотереи на поддержку искусства, науки, спорта и работы с молодежью. Каждый год «Вейккаус» переводит Министерству более 500 миллионов евро. Из них 50 миллионов идут на работу с молодежью. Что эквивалентно 2,5 миллиардам рублей.

Наверное, ты уже представил, насколько насыщенной и интересной должна быть жизнь финского юношества. Лидерские лагеря, социальные проекты, ни минуты свободного времени и безграничные возможности для поиска своего места в жизни!

Увы, ничего этого нет. Грустные начальники финских отделов молодежи жалуются на финансовый кризис. Бюджеты местной молодёжки сокращают до такой степени, что приходится распродавать муниципальные загородные базы, которыми раньше молодежные организации могли пользоваться бесплатно. Ну, а если нет денег – значит, нет и работы.

Однако финансовый кризис – это еще не самое страшное. За ним отчетливо проступают черты куда более серьезного кризиса – кризиса молодежной работы в целом. Похоже, еще немного – и от неё придется отказаться совсем. Тогда уже можно будет распродавать не только загородные базы, но и молодежные центры.

- И что же случилось? Какая моль разъедает финскую молодёжку?

- Это даже не моль, а скорее чума. Молодежь словно выкосило.

- То есть?

- Вот представь. Стоит огромный молодежный центр. В этом центре – три отдельных комнаты для репетиций рок-групп. Звукоизоляция, усилители, барабанные установки… Огромный спортзал со скалодромом. По этому поводу все работники центра – мужики с инструкторской подготовкой по альпинизму. Ну, а бильярд и теннис – это само собой. И всё это стоит, будто на дворе и вправду – чума. Молодежи там нет. Ей всё это не нужно.

- А у нас начинающие рок-группы снимают студии для репетиций за собственные деньги! Скалодром – платное удовольствие априори. Если всё это бесплатно, то почему же они туда не ходят? Что у них случилось с молодежью?

- Я очень сильно подозреваю, что то, что случилось у них, очень скоро придет и к нам. И первые признаки этого уже есть.

- Например, какие?

- И их, и наша молодежь проводит своё свободное время в одних и тех же местах. А именно – в крупных торговых центрах.

- Но с нашими-то понятно: не пойдут же они в подростковый клуб, в котором нечего делать, кроме как в теннис играть. Вот они и шатаются по городу! На улице холодно, а в торговом центре – в самый раз!

- Похоже, они там не потому, что им некуда идти. Просто им там нравится. Я уже как-то говорил: им больше не хочется быть в тех местах, которые созданы специально для молодежи. Они хотят быть там, где находятся взрослые. И это происходит везде: и у европейцев, и у нас. В этом суть кризиса: инфраструктура молодежки становится невостребованной.

- Получается, если мы сейчас начнем строить современные молодежные центры, то они уже будут никому не нужны?

- Если там не будет взрослых, которые создают вокруг себя интересную жизнь, то они очень скоро будут стоять пустыми.

- Мрачноватое предсказание. А финны что-то делают для того, чтобы выйти из этого тупика?

- Один пример я видел. Но это, скорее, казус. Когда-то в небольшом городе Йоэнсуу существовал дом молодежи «Скрим» – что переводится как «крик». Финский дом молодежи – это аналог нашего подросткового клуба. Название «Скрим» клубу дали из-за того, что он специализировался на молодежной субкультуре. Там репетировали молодежные группы и проходили рок-концерты. Так случилось, что здание, в котором находился «Скрим», власти решили снести. Через какое-то время выделили новое помещение. И молодежный дом, пришедший на смену «Крику», решили назвать… «Шёпот». Поставили много мощных компьютеров, игровых приставок – и молодежи в клубе хоть отбавляй! Все сидят у мониторов и режутся в онлайн игры. И тишина…

- Да, неожиданно! По-моему, они растят клиентов для ассоциации игровых автоматов, чтобы она лучше кормила финские НКО!

- Остроумное предположение! Но на самом деле всё гораздо проще. Финны убеждены в том, что нужно делать именно то, чего хочет сама молодежь. А она хочет сидеть и играть в Интернете. Вот они и предоставили ей такую возможность. Клуб заполнен, все счастливы.

- Ну, а какие-нибудь более креативные пути заполнения пустующих клубов ты видел?

- Да, доводилось. Один из молодёжных домов проводит в своём прекрасном зале концерты популярных финских групп. Билеты на концерты стоят экстремально дёшево – от 2 до 5 евро.

- Что означает, что они их дотируют.

- Совершенно верно. Естественно, молодежь на эти концерты идёт табуном. А молодежные работники объясняют, что это очень важно – обеспечить доступ молодежи к культуре и возможность слушать любимые группы вне зависимости от толщины кошелька.

- У нас «культура» – это музей, театр, филармония…

- А у них молодежная культура имеет те же права, что и взрослая, академическая культура. И с этим не поспоришь.

- Ну, а еще какие-нибудь примеры заполнения стен?

- Остались только банальные. Я был, например, очень удивлен, когда в одном из домов молодежи увидел… продлёнку. В неё приводят малышей из соседней школы. Я считал, что до этого могут додуматься только в России. Оказывается, нет. А в другом молодежном доме в первой половине дня занимается коррекционный класс – дети, которым не очень комфортно в школе и требуется индивидуальная поддержка.

- В общем, надежды на то, что удастся такими средствами победить чуму, выкосившую финскую молодежь, маловато.

- Складывается впечатление, что финские молодежные работники воспринимают новую реальность как нечто неизбежное – то, что бесполезно пытаться изменить. Но при этом они придумали обходной манёвр: если молодежь не идёт к нам, то мы сами должны пойти к ней.

- Это уже интересно! И как они это делают?

- Ну, например, работают с молодежью на заправках.

- Где???

- На самых обычных финских бензозаправках. Финская бензозаправка – это не только бензин, но и вполне приличное кафе впридачу. Да еще и с небольшим магазинчиком. В клубы молодежь не идет, а вот на заправки – с большим удовольствием. Сидят там, пьют кофе, общаются… Им там гораздо интереснее, чем в доме молодежи, который построили специально для них!

- И чем же занимаются молодежные работники на заправках?

- Они хотят сделать так, чтобы и молодежи было хорошо, и всем остальным тоже. Дело в том, что как только молодежь начала тусоваться на заправках, появились проблемы. Представь, приходит толпа подростков, сидит, орёт на всё кафе, да еще и ничего не покупает. Бедные взрослые начинают уносить ноги – платёжеспособная клиентура утекает. Сотрудники заправки, заметив такую картину, начали просто выгонять все подростковые компании. Заходит кучка молодежи и слышит с порога: «Давай, до свиданья!» И всё вернулось на круги своя – бедным финским детям осталось лишь сидеть по подъездам.

- Но тут появились молодежные работники и…

- И объяснили сотрудникам заправки, что молодежь – это их будущие клиенты, а может и будущие работники. Поэтому в их интересах найти с подростками общий язык.

- Ого! И сотрудники заправки не послали их… заниматься фандрайзингом?

- Ну, ты же в курсе, что финнов фандрайзингом не проймёшь! Проект по работе с молодежью на заправках профинансировала та самая Ассоциация игровых автоматов. А общественная организация «Молодежная служба», получившая этот грант, договорилась с руководством сети заправок о совместной работе. И проекту дали зеленый свет.

- И в чем же суть проекта?

- Сотрудников заправок учили, как правильно общаться с молодежью. Как без крика и ругани приучить её уважать правила заведения. И сотрудники заправок поняли, что подростки – это такие же клиенты, как и взрослые. Только к ним нужен особый подход. Всем стало хорошо, а в результате проекта в курс подготовки персонала заправок включили блок по работе с молодыми клиентами.

- И что же дальше?

- А дальше «Молодежная служба» собирается делать аналогичный проект в торговых центрах. Шансы на успех у них очень хорошие. Недавно Ассоциация игровых автоматов вручила этому проекту специальную премию – как одному из лучших проектов в Финляндии.

- Видимо, теперь о финансировании можно не беспокоиться. А можно ли сказать, что главная идея появления молодежных работников в местах молодежных тусовок – это сглаживание конфликтов? Обеспечение мирного сосуществования молодежи и взрослых в местах общего пользования?

- Да-да, примерно так. Это развитие идеи хорошо известных нам стритвёркеров – уличных социальных работников, которые общаются с проблемной молодежью и пытаются оказать ей поддержку в кризисных ситуациях. Теперь та же методика распространяется на всю молодежь, пусть и в несколько измененном виде.

- Похоже, что у финнов возобладал клиентоориентированный подход. Молодежь – это клиент, которому нужно представлять услуги. И молодежные работники их предоставляют. А есть ли шанс хоть в каком-то виде наблюдать активность самой молодежи?

- Её, увы, становится всё меньше. От одного финского молодежного работника я услышал весьма внятную позицию по этому вопросу. Он сказал: «Если мы будем заниматься развитием активность молодежи, то нам придется всё время её подталкивать. А если так, то выходит, что это нужно не им, а нам. Поэтому мы предпочитаем не подталкивать молодежь, а слушать её. И стараться делать то, что она говорит».

- То есть молодежь говорит, а взрослые это делают?

- Не удивляйся, это уже считается нормой. У нас молодежь может запросто пойти в парк, чтобы чинить и красить скамейки. А финны полагают, что молодежь необходимо учить таким алгоритмам, которые являются стандартными для взрослого общества. Ну, например, если в парке сломаны скамейки, то нужно обратиться по этому поводу к местным властям. Граждане платят налоги, и поэтому власть обязана решить эту проблему. А если мы вместо этого даем молодежи деньги на новые доски и краску, чтобы они починили скамеечки сами, то мы учим их неправильному способу действий.

- Поначалу это звучит непривычно, но ведь в этом есть своя логика! И с ней вполне можно согласиться!

- А еще у финнов есть опыт создания молодежных групп влияния. Выглядит это примерно так: дети из соседних школ, которых отправили в такую группу, два раза в месяц собираются в доме молодежи. И думают: что нужно улучшить в нашем районе? Что бы такого сделать для молодежи? А что, если вместо пустыря разбить лужайку со скамеечками? Молодежь будет там собираться и проводить свободное время.

- И как же они реализуют свою идею?

- Очень просто! Они открывают сайт мэрии и отправляют через него петицию о том, что нужно сделать эту лужайку. Указывают свои имена-фамилии и расходятся. Через две недели собираются снова и придумывают что-то еще.

- За эти две недели лужайка, наверное, уже разбита, скамеечки вкопаны?

- Они говорят, что иногда из мэрии приходит ответ в том духе, что «мы учтем ваше предложение». Иногда ответ приходит не сразу, а иногда не приходит совсем. Так или иначе, быстрой реакции со стороны власти они не видят. Для финнов, видимо, реальные изменения не столь важны – они в первую очередь хотят, чтобы голос молодежи был слышен. Петиция отправлена – значит, теперь власти услышали голос молодежи.

- Да, загадочна ты, финская душа!

- Иногда финские молодежные работники признаются в том, что они нам немного завидуют.  Когда они наблюдают за нашими молодежными организациями, то говорят: «Как это здорово, что вы умеете делать что-то вместе и получаете от этого удовольствие! У нас это уже практически невозможно!»

- Вот хорошо бы, перенимая опыт соседей, нам этого не потерять.

Продолжение читайте здесь...

Начало публикации - здесь...

Предыдущий параграфздесь...

 

Достижения науки электротехника и робототехника.
 

Уставные и отчетные документы СДМ

Уставные и отчетные документы размещены в разделе "Информация об СДМ"

Портал "Молодёжь Петрозаводска" являлся актуальным источником информации о молодежных проектах Петрозаводска и Карелии в период 2009-2015 гг. С широким распространением социальных сетей портал потерял свою актуальность и в настоящее время представляет собой архив публикаций прошлых лет.

Также портал является официальным сайтом Союза детских и молодежных общественных объединений Карелии.

Архив выпусков телепрограммы "После школы"

Медиапроект "После школы" в Контакте